Статьи
Ничипоров И.Б. Смерть поэта как предмет творческих интуиций в произведениях М. Цветаевой
Аннотация
В статье проанализированы поэтические и прозаические произведения М. Цветаевой, связанные с важнейшей для нее темой смерти поэта. Данная тема, с одной стороны, имеет для Цветаевой автобиографиче¬ский смысл, а с другой – обращена к судьбам многих поэтов прошлого и на¬стоящего, к различным историческим эпохам. Рассмотрены стихотворения, поэтические циклы и статьи Цветаевой, посвященные А. Блоку, В. Маяков¬скому, А. Белому, М. Волошину и др.
Ключевые слова
смерть поэта, автобиографическая мифология, концеп¬ция творчества, литературные связи
Белова Т.Н. Основные тенденции освещения русской литературы XIX–XX вв. современным англоязычным литературоведением (2004–2011 гг.)
Аннотация
В статье рассмотрены современные тенденции изучения русской литературы XIX–XX вв. англоязычным литературоведением стран Запада (2004–2011), в значительной степени присущие и последней четверти XX в.: это стремление к объективности изложения, интерес к малоизученным проблемам, введение в научный оборот новых для западной академической аудитории имен, опора на достижения известных российских ученых-филологов.
Пристальное внимание англоязычных исследователей по-прежнему приковано к жизни и творчеству Л. Толстого, Ф. Достоевского и А. Чехова, но с последней четверти XX в. и по настоящее время наблюдается основательный прорыв в изучении творчества А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Гоголя, который, однако, до сих пор остается «загадочной фигурой» русской литературы.
После солидной монографии о жизни и творчестве Н. Лескова Х. МакЛина (1977) и книги К.А. Ланца (1879) интерес к его художественной прозе не угасает и сейчас, как и к творчеству гораздо более известного на Западе И. Тургенева.
По-прежнему выходят и общие работы по истории русской литературы, охватывающие значительные хронологические периоды, не ослабевает интерес к проблемам жанра исторического романа в русской литературе XIX–XX вв., «дамской прозе», значению и роли религии в истории российского общества XIX в., проблемам сравнительного литературоведения.
Исследователи русской литературы XX в. в Великобритании и США затрагивают многие насущные проблемы и характерные тенденции этого периода – начиная от наследия литературы Серебряного века и специфики становления советской литературы и искусства, освещая эстетику документализма и роль документальных жанров, анализируя литературу о блокадном Ленинграде и сталинском ГУЛАГе, сосредоточивая внимание на литературном поколении эпохи «оттепели» и научных подходах к изучению постсоветской литературы. По-прежнему особое внимание англоязычные русисты уделяют творчеству представителей Серебряного века (Андрея Белого, Вяч. Иванова, А. Блока, З. Гиппиус, Б. Пастернака) и «задержанной литературы» (О. Мандельштама, Д. Хармса, М. Кузмина, С. Есенина и др.), а из современных – В. Маканину, Т. Толстой, Л. Петрушевской.
Ключевые слова
русская литература XIX–XX вв., англоязычные русисты, поэтика, жанр, период, тенденция, эстетика, направление, изучение
Моисеева В.Г. Вот пришел великан: поэтика и этика прозы К. Воробьева
Аннотация
В статье на материале новеллистики К. Воробьева конца 1940–1950-х гг. и военных повестей реконструируется этическая и эстетическая модель художественного мировидения писателя. Анализ текстов произведений, высказываний писателя о творчестве позволяет сделать выводы о своеобразии творческой концепции К. Воробьева, определившей тональность прозы разной тематики: деревенской, городской, военной. Соединение в прозе писателя художественных приемов, характерных для соцреалистического канона, с документалистски достоверным воссозданием исторических и бытовых фактов, психологических мотивов поведения героев служит средством выражения своего, воробьевского видения человека, воссоздания своего рода «этических заповедников», психологического документа времени. Параллели, проведенные автором статьи с классической литературой («Повести Белкина» А.С. Пушкина) и современной («Библиотекарь» М. Елизарова) позволяют выявить в художественной концепции писателя ее связь с эстетической традицией, оформившейся в прозе позднего А.С. Пушкина, и включить произведения писателя в контекст современного процесса ремифологизации советского прошлого.
Ключевые слова
К. Воробьев, Великая Отечественная война, советская литература, социалистический реализм, новеллистика, жанр, рассказ, повесть, «лейтенантская» проза
Орлова Т.Я. Характер Николая I в художественной интерпретации Д. Мережковского и Р. Гуля
Аннотация
К личности Николая I Д. Мережковский обращается в романе «14 декабря», который входит в трилогию «Царство Зверя». По мысли Мережковского, Антихрист появился в России во время правления императора Петра Первого, а в XIX столетии окончательно побеждает Христа, утверждая в стране свое царство – царство зверя. Восшествие Николая I на престол сопряжено, в представлении писателя, со скорой победой темных сил над Христом.
Николай I занимает одну из главных позиций в системе персонажей. Но обрисовку его писатель не сводит только к этой важной конкретной художественной задаче. Мережковский расширяет границы характеристики героя, реализуя свои философские взгляды – о добре, о природе зла, пытаясь осмыслить и донести до читателя свое понимание морального долга самодержца и русского самодержавия в целом.
Изображая российскую власть, пребывавшую в состоянии кризиса, и Тайное Северное общество декабристов, писатель акцентирует внимание не столько на их гражданско-политическом противостоянии, сколько на нравственной сути обеих сторон. Ловкая смена Николаем I масок: то он добрый, страдающий государь, то благородный Дон Кихот – выявляет его двойственность, отраженную в методах его политики. Мережковский категорически отвергает и искаженно-циничное обращение с божескими заветами некоторых декабристов (Пестеля, Рылеева), что, в его восприятии, еще более обостряет противоборство добрых общечеловеческих и безжалостных дьявольских начал. Начавшийся мятеж Мережковский называет бунтом, беспорядками, но не восстанием, как определяли свое выступление декабристы. Писатель не скрывает своего отношение к происходящему: это светопреставление. И не Николай I – победитель и спаситель страны, Россию спасет Христос, и «Россию спасет Мать».
Вторую половину жизни Николая I описывает Р. Гуль. Внутренний художественный мир романа воспроизводит ситуацию 1830–1850-х. гг., представленную в двух двух исторических лицах – Николая I и революционера Бакунина. Принцип организации художественного материала – сопоставление характеров Николая I и Бакунина, прямое или подразумеваемое, конфликт позиций героев, их мыслей. Описывая противостояние диктаторской власти и революционеров, Гуль в то же время показывает не только разделяющую их пропасть, но и сходство между ними.
Если в интерпретации Мережковского Николай I – человек внутренне противоречивый, то в восприятии Гуля русский император – личность состоявшаяся. Масштаб его государственных амбиций расширился в высшей степени: он уверен, что может управлять политической жизнью не только России, но многих других стран и народов.
Мережковский отразил момент вступления Николая I на престол, Гуль представил вторую половину его жизни, вплоть до кончины. Литературный облик русского императора выходит за фактические рамки и подвергается художественной обработке. В изображении Николая I есть определенная динамика: Гуль не только и не столько продолжает хронологическую линию его жизни, но показывает собственное, во многом отличное от Мережковского, восприятие личности Николая I.
Ключевые слова
характер, система персонажей, жанровые, сюжетно-композиционные особенности, религиозно-нравственные, философские вопросы, историческая основа, декабристы, Николай I, Бакунин, Герцен, Маркс
Суровцева Е.В. Тема поэта и поэзии в романе «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова» Г.Д. Гулиа
Аннотация
В статье анализируется роман Г.Д. Гулиа «Жизнь и смерть Михаила Лермонтова» в контексте беллетризованных жизнеописаний. Основная тема книги – тема искусства. Гулиа воссоздает канву жизни М.Ю. Лермонтова, но предлагает и свое уникальное видение темы «поэт и поэзия», в котором сочетаются и отсылки к Библии и христианской традиции, и философские рассуждения о природе творчества и судьбе творца, и описание своего личного духовного опыта.
Ключевые слова
Гулиа, Лермонтов, беллетризованное жизнеописание, поэт и поэзия
Материалы и сообщения
Баканова А.В. Каталанский язык в Андорре: диалектные особенности и социолингвистическая ситуация
Аннотация
Андорра – единственная страна в мире, где каталанский язык является официальным. Кроме того, часть населения говорит на испанском и французском языках. Чтобы проанализировать современную социолингвистическую ситуацию в этой стране, необходимо обратиться к историческим предпосылкам. С лингвистической точки зрения принято относить каталанский язык, на котором говорят в Андорре, к группе северо-западных субдиалектов. Особенности каталанских диалектов сформировались на протяжении веков под влиянием разнообразных факторов как лингвистического, так и экстралингвистического характера. Основные отличительные черты каталанского языка в Андорре наблюдаются в системах безударного вокализма, консонантизма, в употреблении форм определенного артикля, безударных местоимений, глаголов в сослагательном наклонении.
Ключевые слова
каталанский язык, официальный язык, социолингвистическая ситуация, субдиалект
Кутькова А.В. Двадцать третье издание DRAE как итог трехсотлетней работы Испанской королевской академии
Аннотация
В статье анализируется проблематика кодификации лексики испанского языка на примере последнего на сегодняшний день издания Словаря Испанской Королевской Академии (DRAE). Методика словаря рассматривается в контексте других академических работ, опубликованных в течение трех веков, прошедших с момента основания Академии в 1714 г. Проведенный анализ позволяет обосновать предположение относительно тенденций развития академической традиции в области лексикографии.
Ключевые слова
толковый словарь, национальный вариант, полинациональный язык, Испанская Королевская Академия.
Снеткова М.С. О некоторых мотивах традиционных галисийских легенд
Аннотация
Народные легенды ‒ неисчерпаемый источник информации об обычаях, менталитете и характере каждого народа. Своеобразие проявляется и в создании уникальных черт, и в том, как, будучи вписан в более широкий культурный контекст, народ переосмысляет общие для этой традиции сюжеты и образы, а также заимствует и усваивает «чужие» элементы. В статье предпринята попытка охарактеризовать по этому принципу народную культуру Галисии. Сюжеты, основанные на реальных событиях и позаимствованные из эпоса соседних народов, проповедующие христианскую мораль и закрепляющие в памяти народа самые древние суеверия, представляют собой попытку традиционного галисийского общества объяснить природу человека и мир вокруг него.
Ключевые слова
народная культура Галисии, этнографическая теория В. Риско, галисийские легенды, галисийский юмор, mouros / mouras, Santa Compaña, оборотень, meiga
Володина М.Н. К вопросу о роли национального языкового опыта: история формирования немецкого термина «Fernsehen»
Аннотация
В статье прослеживается история создания и семантическое развитие немецкого термина Fernsehen, формирование которого обусловлено национальным языковым опытом. Автору удается установить, что немецкий термин Fernsehen не является калькой интернационального термина television, как принято считать, а появился в Германии на целое десятилетие раньше.
Ключевые слова
термин, телевидение, словообразовательная модель, информационно-терминологическая сфера языка
Зубарева Е.Ю. Карл Теодор Кёрнер (23.09.1791–26.08.1813) – поэт и герой Войны за освобождение Германии
Аннотация
Статья посвящена творчеству К.Т. Кёрнера, немецкого поэта и драматурга начала XIX в., в контексте освободительной войны Германии против Наполеона. Автор описывает поэтические темы и образы, которые вдохновляли поэта, и анализирует некоторые из его произведений.
Ключевые слова
немецкая поэзия начала XIX века, К.Т. Кёрнер, освободительная война Германии против Наполеона
Зубарева Е.Ю. К вопросу об учебных материалах, используемых в процессе преподавания истории Германии студентам-германистам
Аннотация
Cтатья посвящена обзору существующих учебных материалов, которые можно использовать при преподавании истории и культуры Германии студентам-германистам. Автор предлагает внимательный анализ целей обсуждаемых учебников, способ организации материала, типы заданий и освещаемые в учебниках темы.
Ключевые слова
культура и история Германии, тексты по истории Германии, историческая терминология
Клюева Т.В. О стилистических функциях заимствований в немецкой художественной литературе
Аннотация
В статье рассматриваются функционально-стилистические отличия заимствованных слов от синонимичных им немецких лексем, а также анализируются сферы использования заимствований в художественных целях: для создания колорита места и времени, в качестве эвфемизмов, для языкового варьирования, как средства юмора и сатиры.
Ключевые слова
исторический и национальный колорит; варваризмы, анахронизмы, эвфемизмы, модные слова; заимствования-термины; семантико-стилистическое варьирование
Кротова Е.Б. Употребление идиом в контекстах снятой утвердительности
Аннотация
Статья посвящена изучению немецких идиом в корпусной лингвистике. Автор определяет понятие снятой утвердительности и указывает на факторы, которые его создают. Автор применяет понятие снятой утвердительности к анализу немецких идиом.
Ключевые слова
корпусная лингвистика, немецкие идиомы, контекст снятой утвердительности
Носова Е.Г. Немецкий духовный стих: система языковых средств и особенности их организации
Аннотация
В статье рассматриваются жанровая специфика и языковые особенности немецкого духовного стиха. Дается определение понятия «духовный стих», приводится классификация духовных стихов. Автор анализирует лексический стиль и стилистический потенциал синтаксических структур.
Ключевые слова
сакральный жанр, духовный стих, стихомаркирующие средства, архаизированные формы, повтор, параллелизм, диалогичность
Папченко М.Ю. О понятии «достоверность» в контексте рекламной коммуникации (на примере немецкой журнальной рекламы автомобилей)
Аннотация
В статье рассматривается категория достоверности и та роль, которую она играет в коммуникации убеждающего типа, например маркетинге и рекламе. Автор рассматривает факторы коммуникации, обуславливающие правильное понимание феномена достоверности в рекламе, и анализирует средства, с помощью которых информации придается определенная степень достоверности.
Ключевые слова
рекламная коммуникация, достоверность информации, убеждение и воздействие
Пильгуй А.В. Изображение природы в произведениях австрийского экспрессиониста начала ХХ века Теодора Дойблера
Аннотация
Статья посвящена австрийскому поэту-экспрессионисту Теодору Дойблеру. Автор рассматривает основные черты идиостиля поэта и анализирует средства, используемые поэтом для изображения природы в поэзии.
Ключевые слова
Т. Дойблер, экспрессионизм, австрийская поэзия, идиостиль
Работкин Ю.В. Прилагательное в грамматике и речи
Аннотация
В статье рассматривается функционирование прилагательного в современном немецком языке. Отправной точкой анализа являются семантические классы прилагательных, морфологические и лексические особенности в выражении градуальности признака, синтаксические позиции в предложении. Автор рассматривает роль прилагательных в создании эпистемического значения в текстах.
Ключевые слова
грамматика, прилагательное, семантика, синтаксис
Штигльбруннер Т. Die österreichische Varie tät des Deutschen. Eine Unterrichtssequenz für den DaF – Unterricht (C1 / C2)
Аннотация
Статья посвящена австрийскому национальному варианту немецкого языкав свете преподавания студентам университета. Автор рассматривает языковые и социокультурные отличия национальных вариантов языка в Австрии и ФРГ и затем переходит к презентации дидактического материалакак иллюстрации рассмотренных положений.
Ключевые слова
национальные варианты немецкого языка, австрийский национальный вариант немецкого языка, дидактика преподавания
События. Имена. Судьбы
Шешкен А.Г. Милослав Бабович: жизнь и судьба. Воспоминания о войне партизана, переводчика русской классики, ученого, Почетного доктора МГУ имени М.В. Ломоносова
Аннотация
В зарубежных славянских литературах последнего десятилетия значительное место принадлежит документальным жанрам. Сербская документальная проза сосредоточена на описании переломных событий ХХ в. в собственной стране, пытается понять их причины, значение и последствия. Она ценна как субъективное, но достоверное свидетельство о судьбе народа и отдельного человека. Невыдуманная история конкретной личности предстает как яркое повествование о полном драматическими событиями времени. Ярким образцом документального жанра являются воспоминания М. Бабовича (1921–1997) «Время и судьбы» (2004). Изданная посмертно книга раскрывает незаурядное литературное дарование этого известного исследователя и переводчика русской классики XIX–XX вв. (Ф. Достоевского, Л. Толстого, А. Чехова, М. Шолохова, Л. Леонова, Б. Пастернака и др.).
В основу воспоминаний, над которыми автор работал последние семь лет жизни, легли его старые дневниковые записи, относящиеся к 1943 г., когда М. Бабович воевал в рядах партизанской армии Югославии. Наиболее яркие события и встречи он продолжил записывать всю жизнь. Это история жизни человека, индивидуальная судьба которого была частью судьбы страны, выбравшей в 1945–1991 гг. социалистический путь развития.
М. Бабович прожил длинную и интересную жизнь. Он родился и вырос в Черногории, увлекся идеями социальной справедливости, участвовал в борьбе против фашизма, был узником лагеря, после войны получил университетское образование и вошел в круг интеллектуальной элиты своей страны. Его труды о Ф. Достоевском принесли ему авторитет и признание за рубежом. Именно масштаб личности Бабовича, его глубокая погруженность в русскую и национальную литературную ситуацию определяют ценность опубликованных воспоминаний. Прилагается перевод несколько отрывков, в которых автор рассказывает о первых встречах с солдатами русской армии, освобождавшей Югославию осенью 1944 г.
Ключевые слова
русская литература, сербская литература, документальная проза, воспоминания, М. Бабович, Вторая мировая война, партизанское движение Югославии
Машкова А.Г. Кирилл и Мефодий в зеркале русской культуры
Аннотация
В статье рассказано о том, как почитались и почитаются поныне в России Первоучителя Кирилл и Мефодий. Материал снабжен иллюстрациями. Включены стихотворения и ноты музыкальных произведений, написанных в честь памятных дат.
Ключевые слова
Первоучителя Кирилл и Мефодий, памятники Кириллу и Мефодию, литературные и музыкальные произведения в честь Первоучителей