Статьи
Ремнёва М.Л. Категория времени в представлении русских книжников XVI–XVII вв.
Аннотация
Грамматические сочинения конца XVI – начала XVII в. – это первые зафиксированные письменно попытки кодифицировать нормы церковнославянского языка русской редакции, чтобы привести в определенную систему «разночтения» в использовании парадигм словоизменения и закрепить свои представления о церковнославянской норме этого периода. Практическими мотивами создания грамматических сочинений было стремление дать пособие по церковнославянскому языку школам и грамматическое руководство переписчикам книг и переводчикам.
Наряду с грамматическими сочинениями, ориентировавшимся, главным образом, на греческие грамматические теории, в первой половине XVI в. появляется еще один источник – грамматические рассуждения, касающиеся латинского языка, перевод грамматических теорий о латинском языка и попытка приспособить древнерусский язык к латинским теориям, а также осмыслить русский язык через категории латинской грамматики.
Описание грамматической нормы использования форм глагольного словоизменения в конце XVI – начале XVII в. осуществляется на основе исследования материала трех грамматик, характеризующихся систематическим изложением грамматического материала, – Адельфотеса (1591 г.), Грамматики Лаврентия Зизания (1596 г.) и Грамматики Мелетия Смотрицкого (1619 и 1648 гг.).
Ключевые слова
грамматическая норма, категория времени, глагольные формы, Адельфотес, Грамматика Лаврентия Зизания и Грамматика Мелетия Смотрицкого
Безяева М.Г. Слово ‘правда’ как средство коммуникативного уровня русского языка
Аннотация
Статья посвящена функционированию слова правда в качестве единицы коммуникативного уровня языка - системы, отражающей соотношение позиций говорящего, слушающего и квалифицируемой ими ситуации. Данная система организуется такими единицами, как целеустановки, вариативные ряды конструкций, им соответствующие, и двумя группами средств: одни специально предназначены для функционирования на данном уровне; другие могут формировать номинативное содержание, но способны осложняться коммуникативными параметрами. Слово правда относится к последней группе.
В статье определены инвариантные параметры слова правда, продемонстрирован алгоритм их развертывания, показано соотношение данной единицы с другими средствами поля бенефактивности.
Ключевые слова
коммуникативный уровень языка, говорящий, слушающий, ситуация, инвариантные параметры средств, алгоритм развертывания, коммуникативное поле
Коростелева А.А. Норма личности в оппозиции к норме социума: стратегии коммуникативного поведения (на примере образов волшебников в детском кино)
Аннотация
Применение метода семантического коммуникативного анализа к материалу речи волшебников в детском кино позволяет выявить набор коммуникативных стратегий языковой личности, связанных с резким расхождением индивидуальной нормы и нормы социума. В работе описываются три из этих стратегий (игнорирование внешней нормы, негативное эмоциональное реагирование на чужую норму и лжеподчинение нормам чуждого социума). Результаты анализа могут быть использованы при описании закономерностей коммуникативного поведения лиц, чьи индивидуальные представления о норме находятся в оппозиции к нормам социума, в котором им приходится функционировать (киноперсонажи определенного типа, лица с психическими отклонениями, преступники и др.).
Ключевые слова
коммуникативная семантика, звучащий кинодиалог, коммуни¬кативная стратегия актера, типы речевой личности, расхождение индивидуальной нормы с нормой социума
Школьникова О.Ю. Дискурсивное слово donc / dunque как функциональный преемник латинских дискурсивов (на примере французских и итальянских средневековых переводов «Солилоквий бл. Августина»)
Аннотация
В статье на материале четырех независимых переводов латинского памятника религиозной литературы «Солилоквии бл. Августина» на французский и итальянский языки, выполненных в XIV–XV вв., рассматривается функционирование дискурсивного слова donc / dunque. При сравнении с латинским оригиналом выясняется, что данный дискурсив выполняет в переводах функции латинских дискурсивных частиц по происхождению как противительных (autem), так и частиц со значением следствия (igitur, ergo). Сравнительный анализ выявил спектр значений donc на уровне текстового единства: структурирование текста, обеспечение связности, просодическое выделение (риторическая и интеракциональная функции). Разнообразие дискурсивных функций объясняет частотность употребления данной единицы как в старых языках, так и на современном этапе.
Ключевые слова
Солилоквии бл. Августина, дискурсивные слова, donc / dunque, autem, igitur, ergo
Белова Т.Н. В.В. Набоков – исследователь русской литературы (особенности критического подхода)
Аннотация
В статье анализируются научные работы В.В. Набокова о творчестве корифеев русской литературы (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского), написанные в русле «новой критики», господствовавшей в США в 1940–1950-ее гг., и эстетики постмодернизма, приверженность к которой отличает его художественные произведения второй половины XX в. В этих исследованиях Набокова отчетливо виден сплав литературно-художественной и литературно-критической мысли, также очень характерный для его романов, написанных в США, выразившийся в данном случае в метафорическом прочтении произведений великих русских писателей наряду с интуитивизмом и ассоциативностью изложения мысли. Так, в соответствии с эстетикой постмодернизма Н.В. Гоголь – моралист и религиозный проповедник – изображается в эссе как одинокий маргинальный герой, душевнобольной, движимый маниакальной идеей переустройства российского общества. В его произведениях Набоков – постмодернистский критик – усматривает эффект симультанности, иррациональности, сюрреализма ситуаций и словотворчества, а также устремленности их в потусторонний мир бытия, хотя как художник он интуитивно-метафорически все же ощущает в них поэзию живой народной жизни, несомненно воспетой классиком.
На первое место в иерархии русских прозаиков XIX в. В.В. Набоков ставит Л.Н. Толстого, который, по его словам, «открыл метод изображения жизни», когда автор невидим в произведении и в то же время вездесущ, как Творец во Вселенной. Две главные темы Толстого – «жизнь и смерть» – исследователь рассматривает с позиции эстетики постмодернизма (важной составляющей которой является восприятие смерти как рождения), сопрягающейся с ощущением бренного здешнего мира как абсурдного хаоса, которому также противостоит тема непреходящих семейных ценностей. «Развенчивая» славу Ф.М. Достоевского как всемирно известного писателя, Набоков использует биографический способ исследования, смыкающийся с критикой фрейдистского толка, хотя к учению Фрейда он всегда относился чрезвычайно негативно.
Метафорический стиль изложения широко применяется Набоковым при анализе творчества И.С. Тургенева и А.П. Чехова. Так, он считает, что рассказы Чехова построены на системе волн, а не частиц материи, как у М. Горького (молекул), т. е. на оттенках того или иного настроения. В критических исследованиях Набокова очевидно стремление дать эстетическую переоценку литературе русского реализма как с позиций критика-формалиста, так и художника-постмодерниста – с высоты своей неповторимой индивидуальности Критика-Творца, поднявшись до уровня того или другого классика и даже глядя на него сверху вниз.
Ключевые слова
литература русского реализма, эстетика постмодернизма, метафорический способ прочтения, ассоциативность, интуитивизм, «новая критика»
Србиновска С. Поетиките на книжевните претставувања со преиспитување на вредностите на револуцијата: збирката раскази «Пасквелија» од Живко Чинго [Переосмысление революционных ценностей в литературе: сборник рассказов «Пасквелия» Живко Чинго]
Аннотация
Трудот е интерпретација на поетиката на изборот раскази од двете збирки раскази од творештвото на Живко Чинго кои се последователно објавени под насловите Пасквелија и Нова Пасквелија. Студијата се занимава со тој корпус подведувајќи го под еден наслов Пасквелија. Интерпретацијата е обид да се преиспита канонот од вредности воспоставени во епохата по револуцијата и Втората светска војна и последиците кои општоприфатените норми ги имаат по однос на индивидуата и нејзиниот внатрешен свет и морал.
Ключевые слова
идентитет, нарација, вистина, вредност, интерпретација
Риджанин Р.Р.М. Ђура Јакшић и Босанско-херцеговачки устанак / [Джура Якшич и Боснийско-герцеговинское восстание]
Аннотация
Джура Якшич (1832–1878) в своих поэтических и прозаических произведениях, как и в живописи, выражал поддержку восстаниям сербов в Боснии и в Герцеговине. Объединение сербской молодежи («Объединенная молодежь Сербии») в Новом Саде собирала помощь для повстанцев, а Сербия оказывала поддержку в уходе за ранеными и беженцами. С помощью искусства утверждалась идея освобождения и объединения сербского народа в борьбе против турецкого владычества. Восстания сербов было подавлено в крови при подержке Англии, и вместо освобождения пришло новое рабство и еще более жестокое господство Австро-Венгрии в Боснии и Герцеговине. Несмотря на все разочарования, Джура Якшич остался патриотом и борцом за свободу своего народа и как художник, и как человек.
Ключевые слова
Боснийско-герцеговинское восстание, Джура Якшич, поэт, художник, сопротивление, объединение сербов, великие державы
Красовец Д. La 56e Biennale de Venise, quand l’Angelus Novus est privé de ses ailes... [56-я Биеннале в Венеции, когда Ангелус Новус лишен крыльев...]
Аннотация
This essay on the 56th Venice Biennale examines the new role of Venice in the world, far from the idea of «Death in Venice». This Biennale is not exceptional, but the important is that there are some successful works; it’s enough. This essay examines the ability of contemporary artists to understand the older artists, and therefore their ability to understand the world in general. Despite the desire to make an expostion about All the World’s future, the impression is that the works are focused on the actuals news and problems, not on the future. Thus, the mention of Walter Benjamin’s text on the Angelus Novus (in the presentation of Okwui Enwezor) seems pretentious, because the exhibition is not as deep as this quote.
Ключевые слова
Venice, Biennale, contemporary art
Материалы и сообщения
Красовец А.Н. Ничевоки – киники русского авангарда
Аннотация
Литературная группа «ничевоки» (1920–1923), провозгласившая своей целью «истончение поэтпроизведения во имя Ничего», запомнилась своими вызывающими и эпатажными выходками, роднившими их с западноевропейскими дадаистами. Один из выпущенных группой сборников носит название «Собачий ящик» (1922), что позволяет предположить наличие еще одной «родственной» связи «рафинированных революционных бродяг» – с учением киников.
Ключевые слова
слова: ничевоки, русская авангардная поэзия 1920-х гг., манифесты, дадаизм, кинизм
Умнягин. В. Восприятие топонима «СОЛОВКИ» в контексте столетней истории России
Аннотация
Минувшее столетие стало временем значительных исторических сдвигов и связанной с ними трансформации большинства привычных понятий и символов. Этот во многом трагический и часто необратимый процесс оказал влияние и на восприятие Соловков как социокультурного знака. О глубине последствий такого процесса можно судить по тем ассоциациям, которые возникали при упоминании соответствующего топонима у авторов воспоминаний о Соловецком лагере и тюрьме, действовавших на территории Русского Севера в 1923–1939 гг., в сравнении с теми, которые возникают у наших современников.
Ключевые слова
Соловки, монастырь, лагерь, тюрьма, топоним, мемуары
Михайлова Т.А. Котел из Гундеструпа как пример «визуального фольклора»
Аннотация
Серебряный котел, найденный в 1891 г. в болоте возле селения Гундеструп (Дания), считается одним из важнейших археологических объектов, свидетельствующих об архаических верованиях континентальных кельтов. При этом этническая атрибуция изделия по-прежнему остается сомнительной: некоторые исследователи предполагают его фракийское происхождение, другие – находят черты сарматского орнамента и традиционные греческие сюжеты.
Котел ориентировочно датируется II–I вв. до н. э. Он состоит из семи внутренних пластин (восьмая – утрачена), на которых изображены (предположительно) головы кельтских божеств, а также пяти внутренних пластин, содержащих своего рода «нарративные» сцены. Фигуры, имеющие антропоморфный характер, демонстрируют сходство в одежде и орнаментальных деталях и представлены в трех размерах: гигантские, средние, маленькие. Сопоставление с мифологическими визуальными нарративами Египта позволяет также сделать вывод, что на котле из Гундеструпа изображены боги, герои и простые люди. В орнаментике котла также широко представлен зооморфный элемент (слоны, псы, львы, грифоны, змеи, дельфины, олени, птицы).
Котел, как принято считать, был изготовлен в кельто-фракийской зоне Балкан и был перенесен на территорию Дании во время похода кимвров и тевтонов во II в. до н. э.
Ключевые слова
котел из Гундеструпа, археология, символическое письмо, визуальный фольклор, кельтская мифология, митраизм, Фракия, «культурный союз», орнаментализация
Белова Т.Н. Пространство и время в романах В.В. Набокова как многоуровневая художественная перспектива
Аннотация
В статье рассматриваются художественные аспекты творчества В. Набокова-Сирина, в частности пространственно-временная структура его романов. Художественная категория пространства не исчерпывается описанием пространства физического мира, представленного достаточно широко и многообразно: это Россия, страны Западной Европы и США, сказочные миры с элементами фантастики и гротеска, однако это и нездешний мир человеческого бытия (потусторонность) – разомкнутая художественная перспектива, которая обеспечивает философскую глубину произведений Набокова, воплощая целостную систему его мироощущения, в основе которой неоплатонизм. Пространственно-временной континуум романов углубляет романтическое двоемирие, раскрывающееся в постоянном противопоставлении должного и недолжного мира: первый – это далекая Россия детства и юности набоковских героев («Машенька», «Защита Лужина», «Другие берега», «Пнин», «Память, говори» и др.), представленная во всей полноте гармоничного существования, второй – мертвый, призрачный потусторонний мир берлинской эмиграции с его обитателями – «тенями изгнаннического сна».
Эти миры создаются благодаря многозначности образов-символов и лейтмотивов, пронизывающих все его творчество, объединяющих целый ряд его романов в единый метатекст, образуя глубинный подтекст произведений, в котором содержится авторская позиция и его послание читателю.
В романах Набокова есть еще один художественный пласт, углубляющий их пространственно-временную перспективу, осуществляющий связь с многовековой мировой литературой и культурой, – это разветвленная интертекстуальность.
Ключевые слова
категории пространства и времени, потусторонность, романтическое двоемирие и двойничество, символика образов и лейтмотивов, интертекстуальность
Котова Н.К. Предисловие Феофилакта Болгарского в составе Пересопницкого Евангелия
Аннотация
В статье анализируется текст Предисловия Феофилакта Болгарского в составе Пересопницкого Евангелия. Текст, предваряющий Евангелие от Матфея, соотносится со второй церковнославянской редакцией Предисловия, а текст, размещенный перед другими тремя Евангелиями, переводится на «просту мову». Особое внимание автор уделяет переводу евангельских цитат, использованных Феофилактом Болгарским. Анализ этих цитат позволяет уточнить круг источников памятника. В частности, к работе над Пересопницким Евангелием привлекались рукописи афонской редакции Нового Завета, а также западнославянские издания Библии.
Ключевые слова
Пересопницкое Евангелие, Феофилакт Болгарский, «проста мова», афонская редакция Нового Завета
Бугорская В.В. Некоторые аспекты представления произведений М.Ю. Лермонтова в учебниках и пособиях словесности 1840–1850 гг.
Аннотация
На материале учебников и пособий 1840-1850-х гг. автор статьи выделяет некоторые аспекты представления в них творчества М.Ю. Лермонтова. Приведен список произведений, включаемых в учебники и хрестоматии этого периода, выделены наиболее частотные и периферийные, рассмотрена география проанализированных изданий. Представление собранных данных в виде диаграмм позволяет наглядно продемонстрировать тенденции, намечающиеся в отношении произведений Лермонтова на протяжении 17 лет, с 1843 по 1859 гг.
Ключевые слова
Лермонтов, учебники словесности, хрестоматии
Школьникова О.Ю. Копия латинского жизнеописания св. Стефана Муретского руки Андре Дюшена из собрания Национальной библиотеки Франции (ms. fr. Baluze 262)
Аннотация
В сообщении представлен новый документ, обнаруженный в фондах Национальной библиотеки Франции, – неизвестный список «Жития св. Стефана Муретского» XVII в. руки известного французского историографа Андре Дюшена.
Ключевые слова
Стефан Муретский, агиография, Андре Дюшен, рукопись
Айрапетян Л.С. Нарушение линейного хода времени в романе К. Фуэнтеса «Смерть Артемио Круса»
Аннотация
В статье представлен анализ оригинальной концепции времени мексиканского писателя XX в. К. Фуэнтеса, воплощенной в романе «Смерть Артемио Круса» (1962). Основная черта композиции произведения – фрагментация. В романе присутствуют три повествовательных голоса: местоимение «я» в сочетании с глаголами в настоящем времени, «ты» – будущем и «он» – прошедшем. Смена точек зрения знаменует постоянный переход из одного временного измерения в другое. Фрагменты с местоимением «я» отражают попытку сознания остановить ход объективного времени, приближающего героя к смерти. В повествовании от третьего лица – линейное время истории. Голос, повествующий от второго лица, принадлежит вечности, которая может одновременно охватить прошлое, настоящее и будущее. Время жизни главного героя воплощает модель цикла, он рождается и умирает в один день, его активная социальная жизнь занимает 52 года, что является циклом ацтекского времяисчисления. Усложненная структура времени произведения отражает основополагающую идею всего творчества Фуэнтеса. В своем поведении человек должен руководствоваться двумя принципами: памятью о прошлом, бремя которого сравнивается с тяжестью могильных плит, и заботой о будущем, о том наследии, которое каждый оставляет своей стране и всему человечеству.
Ключевые слова
мексиканская литература XX в., нелинейное время, интегрирующее время, циклическое время, фрагментация, повествовательные голоса
Володина А.В. Джордж Такер и Уильям Кларк Фолкнер: угасание «южности»
Аннотация
В статье рассматриваются концепты «южности» и «южного кодекса чести» в довоенном плантаторском романе Джорджа Такера «Долина Шенандоа, или Воспоминания Грейсонов» (1824) и их переосмысление Уильямом Кларком Фолкнером в романе эпохи Реконструкции «Белая роза Мемфиса» (1881). Выявляется, насколько Фолкнер остается верен традиции южного довоенного романа и в какой мере он порывает с ней. На примере главных героев романов – Эдварда Грейсона и Гарри Уоллингфорда – показана трансформация канонического образа кавалера-джентльмена как носителя южного типа сознания. В статье исследуются особенности южного мировосприятия, изучается отношение к общественному мнению, дуэльному кодексу, мезальянсу, финансовой несостоятельности, выбору профессии с точки зрения южного кодекса чести.
Ключевые слова
литература Старого Юга, южный миф, южный кодекс чести, Полковник Фолкнер
Голубицкая Н.В. Метафоры тела в поэме Тристана Тцара «Приблизительный человек»
Аннотация
В статье анализируются метафоры тела в поэме Тристана Тцара «Приблизительный человек», что позволяет в целом охаркетризовать поэтику произведения и определить значение сюрреалистической метафоры в контексте творческой эволюции поэта.
Ключевые слова
Тристан Тцара, метафора, телесность, сюрреалистическая метафора, сюрреализм, дадаизм
Грешилова А.В. Культурная парадигма мифа в прозе Т.Н. Толстой
Аннотация
В статье анализируется культурная парадигма мифа в творчестве Т. Толстой. Автор статьи показывает сложное отношение писательницы к мифу и неоднозначность статуса самих мифологических образов. При том что большая их часть носит явно игровой характер, в прозе Толстой обнаруживаются и примеры онтологизированных мифологических образов, при создании которых частично используется модернистская модель: в статье рассматриваются такие персонажи, как кысь из одноименного романа и Сирин из рассказа «Свидание с птицей». С другой стороны, даже с этими образами оказываются связаны комические эпизоды, частично дискредитирующие онтологический статус мифа. Подобное сочетание мифологизации и демифологизации рассматривается в статье как свойство постмодернистского художественного мышления.
Ключевые слова
культурная парадигма, миф, мифологизация, демифологизация, постмодернизм, онтологический статус, Т. Толстая
Сафуанова А.И. Жанр автоинсценировки в русской сказочной драматургии 1920–1930-х гг.
Аннотация
В статье проводится исследование жанра автоинсценировки в русской сказочной драматургии 1930–1950-х гг. Процесс автоинсценирования, т. е. переработки авторами для постановки на сцене собственных недраматических произведений, был достаточно распространен и продуктивен в указанный период. В результате автоинсценировования были созданы такие классические детские пьесы-сказки, как «Три толстяка» Ю.К. Олеши, «Золотой ключик» А.Н. Толстого, «В гостях у Кащея» В.А. Каверина. В статье проанализированы трансформации, произведенные авторами в процессе переложения исходных произведений в драматическую форму. Основные изменения заключаются в заострении и углублении конфликтов, усилении логических мотивировок, особом композиционном построении, обогащении характеристик героев и введении новых действующих лиц. При этом сохраняются такие фундаментальные черты произведений, как авторская позиция, проблематика, основные конфликты, система героев, сюжет.
Ключевые слова
инсценирование, автоинсценировка, драматическая сказка, Ю.К. Олеша, А.Н. Толстой, В.А. Каверин
Семенова П.Н. Sarcina episcopatus блаженного Августина
Аннотация
В статье рассматривается метафора епископского бремени в наследии блаженного Августина. Она имеет широкий круг значений, от вполне конкретных повседневных обязанностей епископа до ответственности, которую он несет за всю свою паству на Страшном Суде. При этом отрицательные коннотации источника метафоры не переносятся на ее цель – епископское служение, что позволяет говорить о метафоре sarcina episcopatus как о примере парадоксального языка Августина. Помимо значений метафоры, анализируются ее возможные источники: новозаветные стихи Мф. 11:30 и Гал. 6:5, а также произведения античных авторов, которые могли входить в круг чтения Августина.
Ключевые слова
блаженный Августин, метафора, проповеди, раннее христианство, епископы поздней античности
Тимошенко Е.К. Фанфикшн сообщества поклонников эпопеи о Гарри Поттере как дискурс
Аннотация
В данной статье представлен анализ одного из активных направлений сетевой литературы – фанфикшена – в качестве дискурса. Главными составляющими этого дискурса являются «канон» (ʻcanonʼ) – источник фанатского творчества и «фанон» (ʻfanonʼ) – совокупность наиболее авторитетных фанатских трактовок источника. Материалом для исследования послужили фанатские произведения, принадлежащие русскоязычному сообществу поклонников эпопеи о Гарри Поттере.
Ключевые слова
дискурс, сетевая литература, фанфикшн, Гарри Поттер, «канон», «фанон»
Токарев А.А. Роль приема «инсайд-аут» в художественном пространстве метареалистической поэзии
Аннотация
В статье рассматривается один из ключевых художественных приемов, характерных для метареалистической поэзии, – выворачивание («инсайд-аут»). Этот прием был впервые упомянут Константином Кедровым, но не получил должного внимания со стороны исследователей (во многом из-за довольно расплывчатой формулировки термина). В то же время интерпретация и прояснение смысловых «темнот» большого числа метареалистических произведений кажутся невозможными без анализа всего арсенала поэтических средств данного направления. В статье приводится анализ нескольких эпизодов поэмы Алексея Парщикова «Нефть», стихотворений «Осыпается сложного леса пустая прозрачная схема…» Александра Еременко и «На новый год» Ивана Жданова. Именно благодаря приему «инсайд-аута» у лирических героев появляется поэтическое «сверхвидение», – способность смотреть «сквозь» землю, а у поэта – возможность реализовывать сложные метафоры; например, библейскую метафору внешнего как внутреннего. Таким образом, прием «выворачивания» и метареалистическая оптика «обратной перспективы» являются достаточно продуктивными средствами создания уникальных, внешне парадоксальных поэтических картин и могут быть использованы в качестве инструмента анализа метареалистической поэзии.
Ключевые слова
метареализм, инсайд-аут, Парщиков, Жданов, Еременко
Критика. Библиография
Умнягин. В. Скопинский помянник. Воспоминания Дмитрия Ивановича Журавлева / Подгот. текста, предисл., коммент. Г.В. Зыковой, Е.Н. Пенской; Нац. исслед. ун-т ВШЭ. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. 384 с.
Кравченко Е.В. Атлантика. Записки по исторической поэтике. Вып. XII. Образ острова в языке и культуре кельтов и германцев / Ред. коллегия: Н.А. Ганина, Н.Ю. Гвоздецкая, Т.А. Михайлова (отв. ред), О.А. Смирницкая, Ф.Б. Успенский, Е.М. Чекалина. М.: МАКС Пресс, 2015. 256 с.
Ильина Г.Я. Хорватская литература XX века / Отв. ред. Н.Н. Старикова. М.: Индрик, 2015. 440 с. – (Серия: «Литература XX века»)
История венгерской литературы в портретах / Авторский коллектив: Д.Ю. Ващенко, Ю.П. Гусев, Б.Й. Желицки, Н.М. Куренная, Е.Н. Масленникова, В.Т. Середа, А.С. Стыкалин, О.В. Хаванова, Е.З. Шакирова, О.А. Якименко. М.: Индрик, 2015. 408 с.