Статьи
Ремнёва М.Л. Два языка или один язык: церковнославянский высокой и низкой нормы
Аннотация
В статье анализируются вопросы формирования и эволюции русского литературного языка в эпоху русского средневековья. Автор делает вывод, что церковнославянский язык (1) и выделенный В.В. Виноградовым народно-литературный тип языка (2) – этот один и тот же церковнославянский язык высокой (1) и низкой (2) нормы.
Ключевые слова
церковнославянский язык, древнерусский язык, высокая и низкая норма, литературный язык русского средневековья, использование глагольных форм
Володина М.Н. Информационная емкость термина и контекст (на основе анализа коммуникативной активности немецкого телетермина Fernsehen)
Аннотация
Информационная емкость термина понимается автором как понятийно-семантическая структура, т. е. совокупность значений термина, «поставляющих» конкретную терминологическую информацию. Использование терминологической информации, соотносимой с соответствующим значением термина, напрямую зависит от коммуникативной ситуации и контекста. В работе показаны различные способы обеспечения адекватного восприятия соответствующей терминологической информации.
Ключевые слова
терминологическая информация, информационная емкость термина, коммуникативная активность термина, контекст
Миллер О.В. Воспоминания современников М.Ю. Лермонтова в изучении жизни и творчества поэта
Аннотация
В статье представлен обзор наиболее значимых мемуарных источников, относящихся к разным периода жизни и творчества М.Ю. Лермонтова – начиная от его обучения в Московском благородном пансионе до первых сообщений о смерти поэта. Воспоминания или высказывания современников, содержащие оценку личности или творчества Лермонтова, помещены в историко-литературный контекст, который позволяет оценить их достоверность. Значительное внимание уделено эпизодам биографии Лермонтова, получившим неоднозначную трактовку у современников и последующих поколений исследователей; в частности, это истории с повестью В.А. Соллогуба «Большой свет», событиями, приведшими к дуэли Лермонтова с Н.С. Мартыновым. В статье дана оценка важнейшим исследованиям жизни и творчества Лермонтова начиная со второй половины XIX в. до последнего времени.
Ключевые слова
Лермонтов, мемуары современников, историко-литературный контекст, исследования жизни и творчества Лермонтова
Ничипоров И.Б. Антропология литературы в статьях Н. Бердяева о Достоевском, Л. Толстом, А. Белом
Аннотация
Исследование обращено к работам Н. Бердяева о русской литературе – статьям разных лет о Достоевском, Л. Толстом, А. Белом, книге «Миросозерцание Достоевского» (1921). В центре внимания мыслителя оказывается соотнесение художественно-философских представлений о личности в произведениях писателей ХIХ – начала ХХ в. с идеями христианской антропологии. Через антиномии ветхозаветных и евангельских взглядов на человека, христианских и антихристианских интенций в творчестве художника и окружающей его культурно-общественной среде Бердяев приближается к пониманию особенностей индивидуальных художественных миров рассматриваемых авторов, их духовной и творческой эволюции. Концептуальные основы размышлений Бердяева об изображении человека в литературе сформулированы в его книге «Смысл творчества» (1916), где автором обоснована антропологическая доминанта собственных религиозных, эстетических и культурфилософских построений.
Ключевые слова
художественная антропология, русская литература и философия, христианство, психология творчества
Белова Т.Н. Специфика хронотопа в романах В. Набокова
Аннотация
Специфика хронотопа романов В. Набокова охарактеризована в статье как чрезвычайно протяженная пространственно-временная перспектива, призванная обеспечить прежде всего их философскую глубину и воплотить целостную систему мироощущения писателя, содержащую в своей основе философию неоплатонизма с ее концептом потусторонности, а также представление о времени как порождении исключительно человеческого разума (т. е. времени не существует), что показано анализом художественных особенностей его романов «Память, говори», «Другие берега», «Бледное пламя», «Дар» и др.
Художественные приемы, углубляющие структуру романов Набокова, – это прежде всего романтическое двоемирие, раскрывающееся в постоянном противопоставлении должного и недолжного миров: первый – это навсегда утраченная в пространстве и времени незабываемо прекрасная Россия детства и юности набоковских героев, представленная во всей полноте гармонического существования и радужных красок бытия; второй – это серый призрачный «потусторонний» мир европейской эмиграции с его обитателями – «тенями изгнаннического сна». Эти миры создаются благодаря многозначности повторяющихся из романа в роман образов-символов и лейтмотивов, образующих подтекст произведения, в котором содержится авторская позиция и его message – послание к читателю, что также углубляет структуру повествования. Кроме того, метафорический стиль и символика образов и лейтмотивов создают бесконечный лабиринт выходов на многовековую историю культуры и мировой литературы и искусства – это разветвленная интертекстуальность, придающая произведениям Набокова поэтическую выразительность и эмоциональную насыщенность.
Ключевые слова
специфика хронотопа, потусторонность, романтическое двоемирие и двойничество, символика образов и лейтмотивов, интертекстуальность
Орлова Т.Я. Особенности литературной циклизации
Аннотация
В статье анализируются эстетические показатели, свойства и функции, позволяющие объединять отдельные литературные произведения в циклы. Как основной критерий возможности такого объединения представлен принцип единства. Показано, как реализуется этот принцип в рамках одного литературного произведения и в циклах.
Ключевые слова
единство художественного произведения, цикл, виды циклов
Поспишил И. Comparative Literary Studies and Area Studies: Advantages and Obstacles
Аннотация
Автор статьи рассматривает связь между сравнительным литературоведением и ареальными исследованиями с их преимуществами, недостатками и трудностями. Прежде всего он обращается к анализу различных концепций пространства и времени в литературном произведении, а также пространства как строительного элемента, используемого при конструировании литературного артефакта. В статье указано на опасность применения ареальных исследований к литературной компаративистике, так как это может привести к расфокусированию и затуманиванию филологического, текстуального ядра литературы в ее сравнительном аспекте.
Ключевые слова
Связь сравнительного литературоведения и ареальных исследований, методологическая дисперсия, рассеивание, препятствия и затруднения в процессе взаимодействия литературной компаративистики и ареальных исследований, ареальные исследования как мусорный ящик, поиски методологической целостности
Безяева М.Г. Русский повтор как средство коммуникативного уровня языка (материалы к словарю коммуникативных средств)
Аннотация
Статья посвящена анализу инвариантных параметров повтора слова (части высказывания, высказывания) как средству коммуникативного уровня языка, отражающего соотношение позиций говорящего, слушающего и квалифицируемой ими ситуации. В статье приводится алгоритм развертывания этих параметров, а также анализируются возможности повтора в звучащем тексте.
Ключевые слова
коммуникативный уровень языка, говорящий, слушающий, ситуация, инвариантные параметры, повтор слова (части высказывания, высказывания), алгоритм, звучащий текст
Коростелева А.А. К проблеме отображения речевых характеристик исторической личности в кино (Л.И. Лемке в к/ф «Враг народа Бухарин»)
Аннотация
Статья представляет собой анализ работы актера при воссоздании речевого портрета прославленного исторического лица (Л.И. Лемке в роли Троцкого) с точки зрения функционирования в его речи коммуникативных средств языка. Проведено сопоставление с архивными звучащими записями подлинных выступлений Троцкого. Показано, что отбор коммуникативных единиц в речи актера подчиняется двум задачам – обеспечить узнаваемость образа знаменитого оратора и придать его характеру определенные черты, диктуемые режиссерской трактовкой данного образа.
Ключевые слова
коммуникативная семантика, звучащий кинодиалог, коммуникативная стратегия актера, типы речевой личности
Ферро М.К. Библиотека Святой Евфросинии игуменьи Полоцкой. Свидетельства иконографических источников
Аннотация
Святая Евфросиния Полоцкая – одна из выдающихся женщин Киевской Руси XII в. В посвященных ей агиографических текстах читаем, что она была достаточно хорошо образованна, сама читала и переписывала книги и учила этому сестер. В то же время документальных подтверждений ее культурной деятельности в этой сфере в настоящее время нет. Однако интересные иконографические исследования фресок Спасской церкви Евфросиньева монастыря последних лет могут служить доказательством ее эрудиции и даже позволяют назвать те книги, которые, вероятно, были в ее распоряжении. В статье освещаются основные результаты этих исследований и анализируется их культурная значимость для средневековой Европы.
Ключевые слова
Преподобная Евфросиния Полоцкая, полоцкий Спасо-Евфросиньевский монастырь, просветительская деятельность, монастырская библиотека, иконография, фрески, женское образование
Материалы и сообщения
Спивак Р.С. Философский метажанр: понятие, термин, методология анализа (И.А. Бунин, «Роман горбуна»)
Аннотация
Статья вводит в научный оборот термин и понятие «философский метажанр», обозначающее трансисторическую и межродовую художественную структуру, в которой предметом изображения являются мир и человек в их всеобщих, сущностных характеристиках. Данную структуру отличают субстанциальный характер сюжетообразующих оппозиций, универсальный пространственно-временной континуум (всегда и везде), обобщенность образов и др. Эти и другие черты философского метажанра, их содержательные функции, смысл авторской позиции рассматриваются на материале миниатюры И.А. Бунина «Роман горбуна».
Ключевые слова
метажанр, философия, предмет изображения, всеобщее, дефиниция, оппозиция, аллюзия, судьба, человек
Жучкова А.В. VAK-анализ как способ исследования психофизиологического компонента поэтической речи
Аннотация
При всем многообразии употребляемых в научной литературе обозначений органолептических особенностей художественной речи, мы все же не располагаем сегодня ни единым тезаурусом суггестивных явлений, ни инструментарием их анализа. Мы считаем, что для профессионального исследования суггестивных свойств поэтической речи необходима опора на знания подсознательных психических процессов. В связи с чем представляется обоснованным обращение к опыту смежных наук. Так, словарь нейролингвистики предоставляет нам четкие и емкие обозначения основных репрезентативных модальностей: визуальная, аудиальная, кинестетическая – сокращенно VAK. Использование терминов и методов VAK-анализа в литературоведении позволяет унифицировать многообразную органолептику современных исследований и является инструментом для получения новых данных об особенностях поэтической речи. Выявление ведущей сенсорной модальности речи поэтов позволяет по-новому взглянуть на их творчество. В частности, установлено, что в поэзии Мандельштама доминирует практически чистый кинестетический код: 75% кинестетических предикатов по отношению к предикатам других модальностей, что позволяет иначе взглянуть на особенности образной системы и некоторые закономерности восприятия лирического текста поэта. Также в ходе проведенных исследований была обнаружена прямая зависимость между ведущей репрезентативной системой читателя и репрезентируемой сенсорной модальностью предпочитаемого им поэта.
Ключевые слова
VAK-анализ, визуальный, кинестетический, аудиальный, Мандельштам, суггестия, поэзия, лирика, подсознание
Дубравка О. Национальная идея Антуна Густава Матоша в эпоху глобализации
Аннотация
В статье рассматривается идея нации в творчестве хорватского писателя Антуна Густава Матоша (1873–1914). Идея нации занимает центральное место не только в его политических очерках и фельетонах, но и в тех его работах, где проблема личной и коллективной идентичности представлена в контексте эстетики, т. е. национальная идея показано с точки зрения как политики, так и культуры, а также в ее изначальном смысле. Матош не считает этнический аспект решающим в процессе формирования нации, он склонен таковыми признать гражданство или территориальный признак. Иными словами, национальную идею формируют люди, живущие в пределах определенной территории, независимо от их этнической, расовой или любой другой формы принадлежности. Матош разрабатывал свою концепцию с учетом положений, высказанных Э. Ренаном в его докладе «Что такое нация?» (1882). Культурно-национальная модель Матоша построена на эмпирических данных, полученных при выявлении различий между Загребом и Белградом. Она тесно связана с этносимволизмом Э. Смита и базируется на идее культурной идентичности, которая вырастает из общих мифов, символов, ценностей и традиций определенного сообщества. Третья и наиболее важная, по мнеию Матоша, составляющая культурной идентичности обусловлена такими элементарными предпосылками, как географическое положение и природный ландшафт местности, где живет то или иное сообщество. В заключение автор предлагает краткий обзор эстетических представлений Матош и показывает, как национальная идеи проявляется в его поэзии и прозе, где он отдает предпочтение не идеологическим, а литературным приемам, таким как юмор, гротеск, интертекстуальность и декоративность ар-нуво.
Ключевые слова
культурно-национальная модель Антуна Густава Матоша, идея нации, культурная идентичность
Добровольская В.В. Содержание предмета РКИ и его отражение в программе «Теория и методика обучения РКИ»
Аннотация
В статье рассматривается содержание профессиональной переподготовки «Теория и методика обучения РКИ» в сопоставлении с содержанием предмета РКИ. Цель статьи – помочь слушателям-дистантникам в работе по материалам программы переподготовки.
Ключевые слова
содержание курса РКИ, составляющие курса РКИ, формирование и формулирование целей обучения, языковая составляющая содержания, информативная составляющая содержания, организационно-методическая составляющая содержания, деятельность преподавателя
Ушакова Э.Б. Лингвокультурологический словарь прецедентных имен в иноязычной аудитории
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые особенности преподавания прецедентных имен в иноязычной аудитории. Автор утверждает, что описание такого рода единиц в лингвокультурологическом словаре, адресованном инофонам, представляется важной составляющей изучения прецедентных феноменов в целом, и предлагает некоторые основные принципы не только представления соответствующего материала в словаре указанного типа, но и предъявления его в процессе обучения русскому языку как иностранному.
Ключевые слова
культура, лингвокультура, коммуникация, прецедентность, прецедентные имена, русский язык как иностранный
Баликова М.С. «Общность веры и страданий…»: О принципах выбора героев ранней литературно-критической и романной прозы Д.С. Мережковского
Аннотация
В статье рассматриваются ключевые факторы выбора «героев» ранних литературно-критических работ Мережковского и главного героя его первого романа. Автор показывает, что статьи книги «Вечные спутники», посвященные различным писателям, объединяются метафорами изобразительных искусств. Исследователь также выделяет эстетическое мировосприятие как существенную черту, сближающую Юлиана Отступника, центрального персонажа романа, с его автором, представителем эпохи рубежа XIX–XX вв.
Ключевые слова
Мережковский, выбор персонажей, литературная критика, изобразительные искусства, эстетическое мировосприятие
Поспелова К.В. Discovering Old Frisian Letters. Compounding in Old Frisian Letters
Аннотация
В статье анализируется словарный состав частных писем на древнегерманском, древнефризском языке и наиболее продуктивные в нем словообразовательные модели. Рассматривается феномен «фризианизации» заим¬ствованных слов, а также другие особенности древнефризского языкового материала: диалектные различия, искажение внутренней структуры слов и процесс элизии.
Треть древнефризской лексики составляют сложные слова, потому особое внимание уделяется словосложению как средству обозначения новых понятий. Анализируются леммы наиболее значимых и численно преобладающих частей речи: существительных, глаголов, наречий.
Ключевые слова
древнефризский язык, древнефризские письма, средневековые письма, древнегерманское словосложение
Высочанская А.М. К проблеме киноадаптации литературного текста: повесть Л. Андреева «Иуда Искариот и фильм М. Каца «Пустыня»
Аннотация
Данная статья посвящена анализу интертекстуального плана киноленты М. Каца «Пустыня» (1991) в его взаимодействии с литературным первоисточником данной экранизации – повестью Л. Андреева «Иуда Искариот», а также с другими литературными («Елеазар» Л. Андреева, «Мастер и Маргарита» М. Булгакова) и религиозными (Новый Завет, Откровение Иоанна Богослова) источниками. Сложный в техническом и постановочном планах, фильм по-новому вписывает произведение выдающегося русского прозаика XX века в широкий религиозный, философский и культурный контексты. Одновременно с этим режиссер по-своему интерпретирует центральные образы и общую идею произведения, причем делает это, прежде всего, посредством искусной работы на интертекстуальном уровне киноадаптации. Благодаря сочетанию театрального и документального начал фильм достойно воплощает экспрессивную поэтику повести, а также позволяет зрителю взглянуть на историю предательства Иуды с разных точек зрения.
Ключевые слова
Андреев, Булгаков, киноадаптация, экранизация, интермедиальный перевод, интертекст
Кириенков И.Д. В. Набоков и М. Зощенко: стилистические маски и автобиографические стратегии
Аннотация
В статье выдвигается гипотеза о возможности сопоставления произведений Владимира Набокова и Михаила Зощенко по меньшей мере в двух ракурсах. Несмотря на существенные различия между их творческими манерами, оба автора пользовались стилистическими масками. Если Набокову такой камуфляж позволял скрываться за фигурой своего представителя – протагониста-художника – и внедряться в текст только на правах «антропоморфного божества», то Зощенко, желая освежить русскую литературную традицию, испытывал интерес к новым, «народным» голосам, прорезавшимся после революции 1917 года. Оба писателя создали автобиографические нарративы, претендующие на статус творческого метакомментария, – «Другие берега» и «Перед восходом солнца». При этом стратегии истолкования смысла жизни и творчества у них, по сути, противоположны: в то время как Набоков уповал на исключительно творческое осмысление собственной судьбы, выстраивающейся по законам искусства, Зощенко делал ставку на научное – точнее, психофизиологическое – истолкование своего прошлого. На наш взгляд, эти подходы характеризуют не только эстетические установки двух конкретных писателей, но и специфику русской и мировой литературы XX в. вообще и, в частности, ее взаимоотношения с концепциями из смежных областей знания.
Ключевые слова
Набоков, Зощенко, автобиография, чужое слово, стилистическая маска, «Другие берега», «Перед восходом солнца»
Моссаковская В.П. Латышские антропонимы в ономасиологическом аспекте: структурный и семантический анализ
Аннотация
Латышская антропонимика представляет большой интерес с точки зрения лингвистики, истории и культурологии. Ее особенностью является то, что латышский именослов формировался под влиянием разных исторических событий, развития духовной культуры латышей, различных вероисповеданий. Но национальный именослов латышского языка не очень богат: имена дохристианского периода дошли до наших дней в небольшом объеме, литературных и исторических памятников сохранилось крайне мало. И тем не менее эта область латышской антропонимики очень интересна для изучения, потому что она помогает лучше разобраться в обычаях и верованиях древних латышей. Данная статья посвящена структурно-семантическому анализу латышских антропонимов. На основе литературных источников проанализированы основные семантические группы исконно латышских личных имен и дана их классификация.
Ключевые слова
латышский язык, антропонимика, антропонимы, дохристианские имена, апеллятив, фольклор