Статьи
Липгарт А.А. К проблеме интерпретации трагедии «Гамлет» Уильяма Шекспира
Аннотация
В шекспироведении не существует общепринятых интерпретаций «Гамлета» ни в текстологическом, ни в концептуальном плане. Однако эту тупиковую ситуацию можно преодолеть, если принять во внимание доказательства создания первых вариантов «Гамлета» в ранний период творчества Шекспира, признать принадлежность перу Шекспира так называемого «Плохого Кварто» 1603 года и рассмотреть «загадки» содержания пьесы в контексте религиозных конфликтов елизаветинской Англии.
Ключевые слова
Уильям Шекспир, «Гамлет», «Плохое Кварто», католичество, протестантство
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-9-15
Сергеев А.В. Импрессионизм Х. Банга
Аннотация
В статье рассматривается литературно-критическая деятельность и художественное творчество одного из ведущих датских писателей конца ХIХ – начала ХХ в Х. Банга. В ней прослеживается формирование эстетических взглядов Банга, обнаруживающих сходство с эстетической позицией зачинателя культурного движения «Современный прорыв», датского критика Г. Брандеса, исследуются представления писателя о задачах импрессионистического психологического романа, анализируются стилевые особенности его романов «У дороги» (1885) и «Тине» (1889).
Ключевые слова
реализм, стилевые особенности, импрессионизм, психологический роман, символизм
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-16-27
Шелева Е. Егзилот и носталгијата во опусот на Светлана Бојм
Аннотация
Феноменот на егзилот и емиграцијата (вклучително, внатрешниот егзил) се чини, дека претставува една од парадигматичните и неизбежни теми на научниот интерес, кога станува збор за словенските книжевности. Втемелен во реалниот културно-историски контекст, овој феномен е исто така од незаобиколен интерес во проучувањата од доменот на компаративната книжевност, каде токму процесите на меѓукултурна преселба и пренос имаат витално (дисциплинарно) значење.
Дваесеттиот век започна со утопија, но се заокружи со носталгија! Овој впечатлив и прегнантен опис на парадоксалниот лак, што го измина претходното столетие, и’ го должиме на неодамна починатата славистка и компаративистка со меѓународно реноме, Светлана Бојм (1956–2015), во чијшто живот и дело идеално (но, и егзистенцијално) се спојуваат димензиите на личното искуство и академскиот ангажман. Укажувајќи на иманентната врска меѓу носталгијата и егзилот, Бојм воспоставува разлика меѓу два вида носталгија: ресторативна и рефлексивна носталгија. Но, нејзината луцидна констатација, може да се догради со дополнителен – темпорален – аспект, содржан во интерактивниот однос помеѓу утопијата и носталгијата. Имено, носталгијата останува поврзана со темпоралната оска на минатото (минатоста), додека пак утопијата е витално насочена кон темпоралната оска на иднината (идноста). Парадоксално, во нашето скорешно минато, нештата изгледале поинаку «Во времето на идеолошкиот сингулар, нашите утопии беа во плурал» (Катарина Лукетиќ). Отаде, популарниот култ на носталгијата е добредојден, како безопасен за постојниот поредок, потврдувајќи ги чувствата на резигнација, загуба, болка, немоќ. А, како што укажа Василиј Кандински, «колку позастрашувачки станува светот, толку поапстрактна бидува уметноста»!
Ключевые слова
егзил, носталгија, дијаспора, миграција, Светлана Бојм
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-28-37
Траццяк З.I. Першая сусветная вайна ў мастацкай сістэме дылогіі «Людзі і маланкі» і «Запомнім сябе маладымі» Л. Дайнек
Аннотация
Артыкул прысвечаны ўвасабленню падзей Першай сусветнай вайны ў дылогіі «Людзі і маланкі» і «Запомнім сябе маладымі» Л. Дайнекі. Вызначаюцца тыпалагічныя сувязі твораў з кнігамі папярэднікаў – З. Бядулі, М. Гарэцкага, А. Гародні, К. Чорнага і інш. Увага звернута на наступныя перазовы: увасабленне псіхалогіі персанажа-селяніна, які выпадкова трапіў на вайну, асэнсаванне змен, якія адбываюцца ў свядомасці дзейнай асобы, што радыкальным чынам змяніла свой сацыяльны статус, аповед пра ўплыў нямецкага ‘Ordnung’га на жыхароў акупаваных тэрыторый. Вылучана і спецыфіка ўвасаблення вайны Л. Дайнекам: перш за ўсё, яна звязана з эпізодам самасуду шараговых над сваім афіцэрам. Ахарактарызаваны адносіны апавядальніка да праблемы набыцця беларусамі дзяржаўнасці пад час вайны.
Ключевые слова
беларуская літаратура, ваенная проза, Першая сусветная вайна, Л. Дайнека
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-38-44
Егорова И.Д. Лингвостилистические особенности лирических стихотворений Д.В. Давыдова
Аннотация
В статье рассматриваются лингвостилистические особенности лирических стихотворений Дениса Давыдова. Раскрытие душевного состояния лирического героя его стихотворений осуществляется через разнообразные лексические и стилистические средства выразительности. Его внутренние переживания раскрываются посредством метафоры, словесных и корневых повторов. Основную роль играют стилистическое богатство лексики, а также разнообразие синтаксических конструкций.
Также характеризуется словарь элегических стихотворений, стилевая принадлежность лексики, ее экспрессивная окраска. Анализ лирической поэзии Д.В. Давыдова позволил выявить набор лексических и стилистических средств, характерных для этого жанра. Он включает метафору, фигуры умолчания, синтаксический параллелизм, славянизмы. Отмечена роль в организации стиха таких средств художественной выразительности, как анафора, эпифора, аллитерация.
Ключевые слова
Д.В. Давыдов, лирическая поэзия, лингвостилистические особенности, стилистические фигуры, метафора, аллитерация, анафора, эпифора, фигура умолчания, синтаксический параллелизм
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-45-57
Материалы и сообщения
Добровольская В.В. Письменная речь в курсе РКИ
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о роли и месте письменной речи в современной модели обучения РКИ. Автор выдвигает идею коррекции системы обучения письменной речи и использования ее как одной из опор в организации самостоятельной работы учащихся.
Ключевые слова
самостоятельная работа учащихся; смысловой и структурный анализ текста; операционные основы обучения письменной речи; построение авторского текста; роль текста в процессе обучения письменной речи
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-87-90
Моисеева В.Г. Вячеслав Кондратьев о войне, памяти и творчестве
Аннотация
В статье на материале повести «Селижаровский тракт» В. Кондратьева рассматриваются основные особенности художественного стиля писателя. Анализ жанровой формы, повествовательной структуры и принципов построения сюжета позволил показать, чем определяется своеобразие образа войны в прозе В. Кондратьева. Литературоведческий разбор включен в биографический и историко-литературный контекст, что дало возможность выявить внешние факторы, повлиявшие на формирование индивидуального стиля писателя, посмотреть на его творчество в исторической перспективе, сформулировать ответ на вопрос, почему тот образ войны, который представлен на страницах произведений Кондратьева, так важен сегодня в общей картине Великой Отечественной войны, созданной писателями ‒ представителями так называемой «лейтенантской» прозы.
Ключевые слова
В.Л. Кондратьев, «лейтенантская» проза, жанры военной прозы, Великая Отечественная война
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-91-98
Певак Е.А. К вопросу о многоаспектности оппозиции реализм – не-реализм
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о формировании эстетики реализма в ситуации конфронтационных отношений в русском обществе в первой трети XIX в., что, с одной стороны, осложняло процесс выработки эстетических принципов, зависимых от внеэстетических факторов, прежде всего идеологического, с другой – обогащало формирующуюся литературную школу. Реализм унаследовал от предшественников (классицистов, сентименталистов, романтиков) художественный инструментарий и упорядочил, переосмыслил и переформатировал набор оппозиций, которыми они оперировали, исходя из гуманизма нового типа, исключающего ренессансный индивидуализм.
Ключевые слова
эстетика реализма, не-реализм, идеология и эстетика, искусство и действительность, человек в литературе
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-99-106
Панюта С.И. «Кандид» Вольтера: повесть или сказка?
Аннотация
Статья посвящена анализу философской повести Вольтера «Кандид, или Оптимизм» (1759) с точки зрения сказочного жанра. Подобный угол зрения не случаен и обусловлен, с одной стороны, историей развития сказки (conte) во Франции в XVII–XVIII вв., а с другой – чертами жанра, непосредственно присутствующими в повести, такими как сказочный зачин и финал, нарративная схема, в основе которой, по В.Я. Проппу, лежит функция «беды или недостачи», сказочные персонажи, а также подчеркнутое неправдоподобие изображаемого.
Ключевые слова
Вольтер, Просвещение, сказка, философская повесть, «Кандид»
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-107-113
Быстрова Т.А. Ментальная травма в современной итальянской литературе
Аннотация
Статья посвящена проблеме травмы в итальянской литературе последних десятилетий. Внимание автора сосредоточено на литературе автофикшн – как наиболее репрезентативной с точки зрения заявленной темы. Рассматриваются произведения, где читателю предлагается воспринимать автора и героя как одно лицо, а события романа конструируются как автобиография, сочетающая в себе элементы реальности и вымысла. На основе приведенных примеров исследователь делает выводы, что современный итальянский писатель стремится воспринимать себя и итальянское общество сквозь призму травмы, а травма, реальная или надуманная, воздействует на коллективную идентичность итальянцев, способствуя тем самым ее закреплению.
Ключевые слова
современная итальянская литература, ментальная травма, психология, литература автофикшн, национальная идентичность
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-114-120
Махортова В.А. Образ королевы Жинги в романе Ж.Э. Агуалузы
Аннотация
В статье приводится анализ образа королевы Жинги (1582–1663), представленного в романе современного ангольского писателя Жузе Эдуарду Агуалузы «Королева Жинга и то, как африканцы создавали мир» (2014). Рассматривая правление легендарной королевы, Агуалуза дает личности Жинги новую трактовку, подчеркивая сложность и неоднозначность этой исторической фигуры.
Ключевые слова
португалоязычная литература, ангольская художественная проза, исторический роман, королева Жинга
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-121-127
Дегтерев Н.А. Ситуация спора ученика с учителем в контексте религиозной аксиологии русской литературы середины XIX века
Аннотация
В статье рассматривается ситуация спора ученика с учителем, возникающая в произведениях, посвященных проблеме духовного образования. На примере эпизодов из произведений Ф.М. Достоевского, Н.С. Лескова и И.С. Никитина автор показывает структурную близость таких ситуаций, изображающих поведение персонажей, их реакцию на сложные богословские вопросы. Отмечается, что подобная ситуация возникает в русской литературе впервые. Прослеживается связь спора по религиозным вопросам с идеологией нигилизма, с одной стороны, и церковно-педагогической ситуацией – с другой.
Ключевые слова
спор, ученик, учитель, нигилизм, религиозные вопросы
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-128-133
Ковригина Е.А. История одной болезни: икота и икотники (на материале говоров архангельского региона)
Аннотация
Статья посвящена анализу феномена болезни ИКОТЫ на территории русского Севера на материале говоров архангельского региона. Источниками материала являются 1–17 выпуски «Архангельского областного словаря» (АОС), картотека АОС, включая ее компьютерный вариант, а также данные экспедиций последних лет. Болезнь ИКОТА представляет собой сложное социально-культурное явление, которое находит свое выражение в языке носителей диалекта. В статье отражена взаимосвязь мифологических представлений жителей русского Севера с другими фрагментами картины мира носителей диалекта, их обрядовыми и повседневными практиками, бытом и материальной культурой, социальными отношениями.
Ключевые слова
диалект, икота, языковая картина мира, северные говоры, архангельские говоры
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-134-140
Ушакова А.П. Реализация ложной положительной оценки в синтаксических фразеологизмах современного русского языка
Аннотация
В работе рассматривается возможность синтаксических фразеологизмов реализовывать ложную положительную оценку. Синтаксический фразеологизм, как известно, состоит из опорного и лексически свободно варьируемого переменного компонента. Полная или частичная десемантизация опорного компонента обусловливает реализацию синтаксических фразеологизмов различных оценочных значений. Приобретаемое словом значение возможно лишь в пределах структуры синтаксического фразеологизма. Формальная невыраженность отрицательной оценки и, следовательно, асимметрия между планом означающего и планом означаемого являются проявлением признака идиоматичности, который характерен для всех фразеологических единиц русского языка. Представленные в работе схемы построения синтаксических фразеологизмов («Хорош + N1», «Много + Pron + V», «Буду / стану + Vinf», «Надо (же) + Vinf», «Охота + Vinf») являются наиболее достоверными примерами реализации ложной положительной оценки, но не исключают существования иных схем.
Ключевые слова
синтаксический фразеологизм, опорный и переменный компоненты, десемантизация, оценка, асимметрия языкового знака
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-141-145
Фомичева А.А. «Нерыцарское» в рыцарском: особенности состава лексико-тематической группы «оружие» в средневерхненемецкой куртуазной литературе
Аннотация
Поэтический язык рыцарского романа XII–XIII вв. тесно связан с куртуазной культурой эпохи Высокого Средневековья. Одним из средств его изучения для историка языка является анализ обозначений оружия в средневерхненемецком языке, их номинативной способности и особенностей употребления в произведениях словесности этого периода. Данное исследование, материалом для которого стали рыцарские романы «Ивейн», «Парцифаль» и «Тристан», а также эпическое произведение «Песнь о Нибелунгах», предлагает взглянуть на проблему связи языка куртуазных романов и рыцарской культуры с точки зрения дихотомии «рыцарское – нерыцарское». В статье на примере некоторых обозначений «нерыцарского» оружия демонстрируются интересные закономерности их употребления в обозначенных текстах и предпринимается попытка обобщения полученных результатов в свете заявленной проблематики.
Ключевые слова
средневерхненемецкий язык, рыцарский роман, обозначения оружия
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-146-152
Ярошенко П.В. Перевод синестетической метафоры в поэзии Ш. Бодлера
Аннотация
Статья посвящена исследованию синестетической метафоры на материале поэзии Шарля Бодлера и ее перевода на русский язык Л.Л. Кобылинского (Эллиса). В ходе обработки материала были произведены классификация синестетических метафор по критериям структуры и модальности и сопоставительный анализ оригинального французского текста с переводом на русский язык. В статье предложены пять параметрических моделей перевода синестетических метафор на русский язык и исследована их реализация при переводе поэзии Ш. Бодлера. Статья может быть интересна специалистам по переводоведению, когнитивной лингвистике, фоносемантике, стилистике.
Ключевые слова
синестезия, метафора, модели перевода, синестетическая метафора, Бодлер, французский язык, перевод, русский язык
DOI: 10.24249/2309-9917-2018-29-3-153-160