Статьи
Сойни Е.Г. Экологическая эстетика в поэзии Финляндии ХХ–ХXI веков
Аннотация
Статья посвящена вопросам экологической эстетики в финской поэзии ХХ в. Рассматривается эволюция основных положений в экологическом мировоззрении поэтов Финляндии, пишущих как на финском, так и на шведском языке, начиная с творчества Эйно Лейно и заканчивая нашими современниками. В результате своих поисков поэты приходят к идее «возвращения на деревья» в переносном и буквальном смысле, к идее полного тождества в отношении к любым явлениям природы.
Ключевые слова
экологическая эстетика, поэзия Финляндии, «возвращение на деревья», тождество
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-9-18
Куренная Н.М. Великая война в славянских литературах
Аннотация
В статье анализируется своеобразие трактовки военной темы в славянских литературах. Для произведений о Великой войне, созданных в славянских странах, характерны типологические схождения мотивов, пацифистские настроения, сложная контаминация чувств, художественно сильно запечатленная персональная память о войне.
Ключевые слова
славянские литературы, война, документализм, автобиографичность, типология
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-19-26
Сергеев А.В. Георг Брандес и кризис «литературы прорыва»
Аннотация
В статье рассматривается влияние кризиса «Современного прорыва», возглавляемого Г. Брандесом, на творчество ведущих участников движения (Х. Ибсен, А. Стриндберг, Х. Банг) и возникновение новых тенденций в литературе Скандинавии, связанных с выходом на литературную арену нового поколения писателей (К. Гамсун, Й. Йоргенсен, В. фон Хейденстам).
Ключевые слова
«Современный прорыв», участники движения, новые тенденции
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-27-37
Забудская Я.Л. Аксиологические функции драматического жанра (Аристофан, Аристотель, Плутарх)
Аннотация
В статье рассматривается концепция «аксиологического метода» «Поэтики» Аристотеля, а также подход к трагедии как объекту и способу оценки в произведениях Аристофана («Лягушки») и Плутарха (некоторые трактаты и биографии). Все три автора в своем подходе являются новаторами: «Лягушки» Аристофана – первый дошедший до нас пример литературной критики, определяющей ценность трагедии воспитательным значением; «Поэтика» Аристотеля – первый пример критики систематической, цель которой – определение признаков καλλίστη τραγῳδία – «наилучшей» трагедии; у Плутарха «трагический» часто предполагает отрицательную коннотацию, однако драматические мотивы выполняют в «Сравнительных жизнеописаниях» самые разные функции – от декоративных цитат до сюжетно-композиционной доминаты. Аристофан подходит как практик и судит современную ему драму; Аристотель выступает как теоретик, но анализирует уже зафиксированную форму классической драмы, не ориентируясь на современный ему театр; Плутарх же и на данном материале предстает эклектиком: его отношение сформировано современным зрелищным театром, но и классическая трагедия используется им как прецедентный текст – отсюда двойственность трактовки.
Ключевые слова
трагедия, драма, критика, аксиология, функция, жанр
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-38-45
Гуткина Э.И. Проблема лирической модальности в свете аксиологической эстетики М.М. Бахтина
Аннотация
В статье рассмотрена проблема эстетической модальности лирического творчества и производного от нее художественного модуса лирического произведения. Проанализированы подходы к решению этой проблемы. Обоснована возможность ее решения с помощью аксиологической эстетики М.М. Бахтина. ʻЛирическоеʼ на основе этой эстетики определено как эстетическая модальность духовного становления личности. Описана специфика проявления в лирике основных признаков художественного модуса.
Ключевые слова
эстетическая модальность, художественный модус, ʻлирическоеʼ, духовное становление личности, лирический герой, архитектоника стихотворения
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-46-52
Крылова М.Н. Боязнь описания будущего в современной фантастической литературе
Аннотация
В статье предпринимается попытка доказать существование в современной фантастической литературе тенденции не изображать ближайшее будущее (время через 10–50 лет). Стремительное развитие технологий в современном обществе создало условия, в которых предсказания относительно нашего времени, сделанные писателями-фантастами в течение последних двух-трех десятилетий, не имели шанса сбыться. Фантастам не удается предугадать практически ничего, что создает для них ситуацию психологического дискомфорта и побуждает их искать выход из данной ситуации. Таких выходов писателями обнаружено два: во-первых, можно описывать миры, отодвинутые от настоящего на несколько столетий, и в этих описаниях давать волю фантазии; во-вторых, можно помещать в фантастические обстоятельства современный мир, и тогда фантазировать насчет технологий будущего вообще нет необходимости. В результате стремительного технологического развития современная фантастика оказалась лишенной такого интересного своего сегмента, как произведения о ближайшем будущем.
Ключевые слова
фантастическая литература, писатель-фантаст, фантастика, будущее, технологии, предсказания
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-53-60
Материалы и сообщения
Перхин В.В. И.В. Сталин и декада бурятского искусства в Москве (1940) (По материалам дневника М.Б. Храпченко)
Аннотация
Впервые публикуется фрагмент дневника М.Б. Храпченко. Факты, зафиксированные в нем, подтверждают известную устремленность И.В. Сталина политически «руководить» искусством и вместе с тем раскрывают некоторые неизвестные элементы его вкусов и принципов управления художественной сферой, а также истории музыкального театра.
Ключевые слова
Бурятский театр, русский театр оперы и балета, хор старообрядцев, М.Б. Храпченко, И.В. Сталин, В.М. Молотов
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-94-107
Добровольская В.В. Словообразование в системе РКИ
Аннотация
В статье рассматривается роль и место темы словообразования в системе курса РКИ, значение темы, трудности ее усвоения и некоторые особенности функционально-коммуникативного подхода к представлению темы в иностранной аудитории.
Ключевые слова
словообразовательная модель, производные слова, объект исследования, единица отбора материала, этапы представления темы, пути организации материала, функционально-коммуникативный подход
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-108-114
Махортова В.А. Образ Камоэнса в творчестве Софии де Мелло Брейнер Андресен
Аннотация
В данной статье предлагается рассмотреть, какое влияние оказала поэзия Луиша де Камоэнса (1524/1525–1580) на творчество португальской поэтессы Софии де Мелло Брейнер Андресен (1919–2004), а также проанализировать, какое отражение в ее стихах находят образ и судьба Камоэнса. В статье приводится анализ стихотворений «Грот Камоэнса» (1947), «Сонет в манере Камоэнса» (1950), «Камоэнс и пенсия» (1972), а также сборника «Плавания» (1983). Результаты исследования показывают, что, обращаясь к судьбе Камоэнса, поэтесса задумывается о месте творческой личности в обществе и в мире. Интертекстуальные связи объединяют поэзию Софии де Мелло Брейнер и Камоэнса, что особенно заметно в сборнике «Плавания» (1983), тематика которого приближает его к «Лузиадам». Все это подтверждает важность преемственности и новаторства в литературной традиции.
Ключевые слова
португальская поэзия, Луиш де Камоэнс, София де Мелло Брейнер Андресен, интертекстуальность
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-115-122
Волошина А.В. Об обычае ксении на материале поэм «Илиада» и «Одиссея»
Аннотация
В статье рассматриваются эпизоды ксении в «Илиаде» и «Одиссее», при этом особое внимание уделяется как социальным и культурным аспектам данного обычая, так и его значению для сюжета и поэтики гомеровских поэм. В данной работе ксения рассматривается как особый тип регламентированных и сакрализованных отношений. На основании рассмотренных эпизодов были сделаны следующие выводы о характере ксенических отношений: ксения распространяется на весь род героев, передается по наследству; ксения обязательно подтверждается обменом дарами; ксены должны оказывать друг другу поддержку не только в военное, но и в мирное время; ксения возможна не только между греками, но и между представителями других народов. Проанализированные эпизоды дополнительно подтверждают, что общественный институт проксении развивался из ксенических отношений между отдельными представителями аристократии, а также то, что между греческим миром и государствами Малой Азии существовали тесные экономические и политические отношения.
Ключевые слова
Гомер, «Илиада», «Одиссея», ксения, гостеприимство, обмен дарами
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-123-130
Миронов М.В. Особенности перевода названий мастей лошадей в художественной литературе (на материале русского и английского языков)
Аннотация
В статье рассматривается лексико-семантическая группа слов, используемых для обозначения мастей лошадей в русском и английском языках. Дается информация о составе и особенностях изучаемых групп, наличии эквивалентов и словообразовательном потенциале названий мастей. Основная часть статьи посвящена рассмотрению того, как названия мастей используются в художественных произведениях и каким образом они переводятся с русского языка на английский и с английского на русский. Дается краткая характеристика используемых переводческих приемов – генерализации, конкретизации и замены. Описание каждого переводческого приема сопровождается примерами из текстов художественной литературы и их переводов на иностранный язык. Рассматриваются несколько случаев, в которых определение используемого приема вызывает сложности. Затем рассматриваются причины использования генерализации, конкретизации и замены для передачи названий мастей в переводах произведений художественной литературы.
Ключевые слова
английский язык, лексико-семантическая группа, лексико-семантические замены, масть лошади, русский язык, художественный перевод
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-131-137
Тупицына Е.А. Параметрирование глаголов устной речи русского языка (эмотивный аспект)
Аннотация
В связи с рядом прикладных задач судебной лингвистики, таких как снятие эмоциональной тональности или определение мотива текста, параметрирование конкретной лексико-семантической группы по заранее отобранным параметрам имеет особое значение. Объектом нашего исследования стали глаголы речи русского языка, метод исследования заключается в отборе параметров (параметры могут быть как связанными, так и не связанными друг с другом) и в составлении «фасетной классификации» по различным основаниям для исследуемых глаголов. Таким образом, размеченные лексемы станут ядром системы для полуавтоматического или автоматического анализа текстов. В рамках данной статьи анализируется употребление термина ‛параметрирование’ в его противопоставлении терминам ‛параметризация’ и ‛параметрическое описание’, а также проводится анализ группы глаголов речи, размеченных по параметру ‛эмотивности’, что позволило нам сделать выводы о картине мира носителей русского языка.
Ключевые слова
глаголы речи, параметрирование, фасетная классификация, полуавтоматический анализ текста
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-138-145
Шустова А.П. Антропонимические функции в языковом и художественном узусе
Аннотация
В статье рассматривается проблема соотношения функций антропонимов в художественном и языковом узусе. Цель статьи – сопоставление языковой нормы и узуса текста художественного произведения в области функциональной нагрузки антропонимов. Антропонимы являются особым типом языкового знака, отличным от имен нарицательных, поэтому они выполняют в языке другие функции. Для описания функций антропонимов в художественном узусе привлекается большое число художественных текстов разного рода, при этом используются примеры как из классических, так и из постмодернистских произведений, время написания которых различно. Выделяется ряд функций, свойственных антропонимам как в художественном, так и в языковом узусе, и специфические функции, которые характеризуют только художественный текст или только язык. Рассматриваются причины различного соотношения функций антропонимов в художественном и языковом узусах. Различия в функциональной стороне антропонимов в разных узусах связано с тем, что законы художественного текста отличаются от общеязыковых.
Ключевые слова
антропонимы, художественный текст, функции языка, узус
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-146-152
Юйси М. «Без лица в личине»: о жанре загадки на уроках русского языка как иностранного
Аннотация
В статье рассматриваются методические аспекты изучения фольклорного текста в иностранной аудитории. В частности, речь идет о приемах и методах анализа жанра загадки на занятиях по РКИ. Описываются функции загадок, принципы их отбора и типы заданий на уроках РКИ. Доказывается, что загадки обладают значительным лингвометодическим потенциалом.
Ключевые слова
лингвометодический потенциал, русский как иностранный, загадка
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-153-158
Бережнов Д.А. Поэтика присутствия в повести «Конь бледный» В. Ропшина (Б. Савинкова)
Аннотация
В статье анализируются особенности поэтики В. Ропшина в его повести «Конь Бледный», где художественная структура служит прямым отражением стержневых философских смыслов произведения: темы действия и темы смерти. Две обозначенных темы детерминируют особый, на границе экспрессионизма и экзистенциализма, стиль повести, который, будучи основанным на тотальном ощущении смерти, можно обозначить как «поэтику присутствия», передающуюся особой дискретной организацией предложений, их кажущейся оборванностью, достигнутой особым применением пунктуации, в этом произведении становящейся носительницей мортальной семантики. Кроме того, названный тип поэтики выражается в отказе от оценочной лексики, безличном построении фраз и др. В ходе анализа поэтического содержания выдвигается гипотеза о «гибридном искусстве» писателя, основополагающей сутью которого является подчеркнуто-этический, а не эстетический компонент.
Ключевые слова
смерть, действие, дискретность, этика, эстетика, присутствие
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-159-169
Подофеденко С.А. Поэтика сновидений в рассказе Ф.М. Достоевского «Сон смешного человека» и рассказах Х. Кортасара «Ночью на спине, лицом кверху» и «Рассказ на фоне воды»
Аннотация
Статья посвящена анализу онейропоэтики в вышеназванных рассказах, в которых сновидение является сюжетообразующим ядром. В анализируемых сновидениях воплощаются элементы мифа о Золотом веке, утраченном людьми; различия между снами и развязками сюжетов в целом соотнесены с мировоззрением писателей.
Ключевые слова
онейропоэтика, хронотоп сновидения, магический реализм, Достоевский, Кортасар, Золотой век
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-170-177
Сусоева И.С. Прием глоссирования в Беседах Иоанна Златоуста на Первое Послание к Коринфянам в составе киевского издания 1623 г.
Аннотация
В статье рассматриваются глоссы Бесед Иоанна Златоуста на Послания апостольские, изданных в типографии Киево-Печерской лавры в 1623 г. Все глоссы можно разделить на три типа: грамматические, лексические, лексико-грамматические. В статье речь пойдет о лексических глоссах, которые в зависимости от происхождения распределяются по нескольким группам: глоссы-латинизмы, глоссы-грецизмы, глоссы-произвольники (славянские синонимы). Весь материал описывается с точки зрения связи с греческими эквивалентами, осуществляется попытка проследить особенности переводческой техники книжников.
Ключевые слова
глоссы, гомилии св. Иоанна Златоуста, послания апостольские, переводческая техника
DOI: 10.24249/2309-9917-2019-33-1-178-185