Статьи
Загрязкина Т.Ю. Франкофония: язык, культура или политика?
Аннотация
Автор обращается к вопросам изучения франкофонии как языкового, культурного и геополитического единства. Целью статьи является анализ динамики развития франкофонии с учетом политического и идеологического векторов. В качестве источников исследования берутся тексты основателей франкофонии, документы Международной организации Франкофонии, данные из работ отечественных и зарубежных авторов. Рассматриваются страны и регионы франкофонии, показывается изменение дискурса о франкофонии, свидетельствующее о переходе от идеи универсализма и патернализма (1) к идее франкофонной духовной общности (2) и к идее франкофонной/ых идентичности/ей при поддержке культурного разнообразия франкоязычных стран и регионов (3). Делается вывод о видоизменении роли французского языка в современной франкофонии в контексте перехода от идеологии «культурного исключения» к идеологии культурного разнообразия и множественной идентичности, проводится мысль о политизации феномена франкофонии в современных условиях.
Ключевые слова
франкофония, язык, культура, общество, политика, идеология, концепт, конструкт, идентичность, плюрализм
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-7-14
Сергеев А.В. Жанр автобиографии в творчестве Ханса Кристиана Андерсена
Аннотация
В статье рассматривается эволюция жанра автобиографии в творчестве Х.К. Андерсена от его «Жизнеописания», в котором главное внимание уделяется внутреннему миру автора, до «Сказки моей жизни», где акцент переносится с изображения внутреннего мира на рассказ о людях, с которыми он встречался, на события, которые он наблюдал, и на отношение к нему и к его произведениям на родине и за границей.
Ключевые слова
эволюция, жанр, автобиография
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-15-23
Крылова М.Н. «Люди хотят поэзии на»: языковая личность современной любительницы поэзии
Аннотация
В статье выявлено, что основной, наиболее активный, явный по проявлениям в социальных сетях современный потребитель поэзии – молодая девушка / женщина (18–35 лет). Предметом внимания данной языковой личности становятся, как правило, стихи плохого качества и примитивного содержания. Такие стихи копируются девушками / женщинами и используются ими для общения в социальных сетях – в качестве поздравлений, социальных статусов, комментариев и т. п. Причины данного явления – отсутствие качественного литературного образования, интереса к чтению, инфантилизм, свойственный многим представителям современной молодежи. Однако в наличии интереса к стихам, желании использовать их в общении виден общий позитивный настрой личности, потребность в прекрасном, нивелируемая неумением отличать прекрасное от безобразного.
Ключевые слова
поэзия, стихи, социальная сеть «Одноклассники», языковая личность
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-24-32
Фундаментальные исследования
Коростелева А.А. Феномен «Темного двойника» в кино: коммуникативные стратегии персонажей
Аннотация
Статья представляет собой лингвистическое исследование и посвящена коммуникативным аспектам феномена «злого двойника» в кино (анализируются картины, снятые по мотивам Андерсена, Достоевского и др.). На основе анализа работы коммуникативных средств в звучащем кинодиалоге делаются выводы об индивидуальных коммуникативных стратегиях персонажей в нескольких парах хозяин – двойник. Описывается как специфика типичного коммуникативного поведения героев-двойников, так и специфика, общая для их «хозяев».
Ключевые слова
коммуникативная семантика, коммуникативный стереотип, эстетическая функция коммуникативных средств, звучащий кинодиалог, коммуникативная стратегия актера
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-34-68
Ковтун Е.Н. Социология фантастики: наблюдения в рамках фантастоведческих курсов в МГУ имени М.В. Ломоносова
Аннотация
В предыдущих частях статьи, опубликованных в журнале Stephanos № 1 и 4 за 2019 г., на основе анализа данных, собранных нами в процессе чтения в 2013–2019 гг. в МГУ имени М.В. Ломоносова межфакультетских курсов фантастоведческой проблематики, мы обсудили понимание студентами термина «фантастика», их читательские предпочтения в сфере научной фантастики и фэнтези, а также обобщили представления слушателей МФК об «идеальном» фантастическом тексте. В данной части публикации мы прокомментируем высказывания слушателей о наиболее интересных для них фантастических посылках (идеях) и о том, кто, почему и зачем создает и читает фантастическую литературу. А также попытаемся выяснить, по каким критериям студенты выбирают для чтения фантастические произведения и при каких обстоятельствах началось их увлечение фантастикой.
Ключевые слова
литературная фантастика, фантастоведение, межфакультетские курсы МГУ имени М.В. Ломоносова
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-69-96
Материалы и сообщения
Махортова В.А. София де Мелло Брейнер Андресен: поэзия как «искусство бытия»
Аннотация
В статье представлен анализ тем поэзии и поэта в творчестве португальской писательницы Софии де Мелло Брейнер Андресен (1919–2004). Материалом исследования служат стихотворения Софии де Мелло разных лет, а также цикл эссе «Искусство Поэзии». Особенности творчества Софии де Мелло обусловлены авторским мировоззрением, в частности пониманием поэзии, ее сущности и предназначения. Для Софии де Мелло поэзия – это больше чем искусство слова, это искусство бытия. Поэзия неотделима от реальности. В понимании Софии де Мелло она сродни элементу природы, она – стихия, сочетающая в себе хаос и гармонию. Поэзия – источник знания. Она позволяет лучше понять действительность, ощутить связь и единство как с миром природным, так и социальным. При этом она не только дает поэту возможность соприкоснуться с совершенством и красотой, но позволяет ему увидеть несовершенство, «страдание» мира – то, чему поэт может и должен противостоять. Именно поэтому социальная тематика занимает столь важное место в лирике Софии де Мелло, особенно в стихах, написанных в период диктатуры А. де Салазара. По мнению писательницы, настоящий поэт всегда стремится к истине и справедливости, а эстетика неотделима от этики.
Ключевые слова
София де Мелло Брейнер Андресен, португальская поэзия, тема поэзии и поэта
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-98-104
Бабенкова М.С. Общее и различное в комментариях пользователей интернет-порталов по поводу нарушения языковых норм
Аннотация
В статье представлены результаты сопоставительного анализа интернет-комментариев к публикациям на двух региональных сайтах – «Балашовер» и «Версия-Саратов». В своих комментариях интернет-пользователи затрагивают проблемы культуры речи, обсуждают нарушение языковых норм как в журналистских материалах, так и в пользовательских комментариях. В ходе сравнительного анализа автором были выявлены сходства и различия в тематике и целях комментариев, их языковом оформлении, а также в стратегиях и тактиках интернет-пользователей. Материал исследования показал отношение посетителей исследуемых сайтов к проблемам образования и грамотности населения. Рассмотренные интернет-комментарии свидетельствуют о преобладании деструктивной стратегии в общении интернет-пользователей. Автором выдвинута гипотеза о влиянии качества и тематики публикаций в интернет-СМИ на ответную реакцию пользователей интернет-ресурсов.
Ключевые слова
интернет-коммуникация, интернет-комментарий, речевая культура, языковые средства, коммуникативные стратегии и тактики
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-105-110
Ибрагимова К.Р. Образ поэта в «Перебранке Данбара и Кеннеди»
Аннотация
В статье анализируется самое раннее сохранившееся произведение в жанре шотландской придворной перебранки – «Перебранка Данбара и Кеннеди» (1507). Автор описывает жанр шотландской перебранки, выявляя его характерные особенности, рассматривает особенности индивидуального стиля Данбара и Кеннеди и показывает, как на пересечении двух поэтических голосов формируется образ поэта в перебранке. Шотландская перебранка анализируется не как диалог, но как два соединенных в один текст монолога, в которых соседствуют хула и хвала.
Ключевые слова
Уильям Данбар, Уолтер Кеннеди, перебранка, хулительная поэзия, шотландские чосерианцы, лирическое «я», образ поэта
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-11-117
Махов Д.А. Льюисовский наблюдатель искаженного мира: опыт христианского мировидения
Аннотация
Статья представляет собой анализ несущего уровня субъектной организации художественного целого – композиции – в русле методологии Б.А. Успенского (см. «Поэтика композиции») на примере романа К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели». Результаты анализа обобщаются в логическую схему эволюции мировоззрения главной героини, Оруали, и фиксируются в понятии «Наблюдатель» «внутреннего мира» романа. Дается историко-литературный комментарий, который проясняет художественную стратегию автора и связывает роман с более поздним религиозно-философским трактатом «Христианство».
Ключевые слова
визуальное в литературе, искаженный мир, поэтика композиции, наблюдатель художественного мира, точка зрения, христианское мировидение
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-118-124
Научная жизнь
Забровский А.П., Пичугина Д.А., Пуряева Н.Н. Юбилейная международная научно-практическая конференция «Предвузовская подготовка иностранных граждан в Российской Федерации: история и современность»
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-126-128
Критика. Библиография
Шатько Е.В. Классики и современность: Гоголь, Тургенев, Горький
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-130-133
Столбова Е.А., Зайцев Д.В. Текстологический временник. Русская литература ХХ века: Вопросы текстологии и источниковедения.
Кн. 3: Письма и дневники в русском литературном наследии ХХ века / Отв. ред. Н.В. Корниенко. М.: ИМЛИ РАН, 2018. 880 с.
Аннотация
«Текстологический временник» продолжает серию, издаваемую ИМЛИ РАН. Третий выпуск посвящен широкому кругу источниковедческих и текстологических проблем, связанных с изучением эго-литературы. Во «Временнике» преобладает эпистолярный и дневниковый материал, бóльшая часть которого впервые вводится в научный оборот. Издание позволяет составить представление о жизни и творчестве русских писателей, литературном процессе и истории науки ХХ в. Внимание участников сборника сосредоточено преимущественно на «эго-документах» авторов советской эпохи, также рассмотрены письма и дневники деятелей Серебряного века и авторов-эмигрантов. Малоизученные аспекты текстологии актуализируются в связи с уникальным материалом.
Ключевые слова
текстология, источниковедение, русская литература ХХ века, эпистолярное наследие, дневник
DOI: 10.24249/2309-9917-2020-39-1-134-138