2014 № 2 (4)
Смирнов А.А.
Das Symbol in der Lyrik Lermontows im Verhältnis zur Symbolik Goethes
Аннотация
Cимволические образы в лирике Лермонтова обнаруживают типологическое сходство с эстетическими постулатами Гёте и его поэтическим творчеством. Лермонтовские тексты в своих особенностях подтверждают действенность гётеанской традиции, согласно которой в символике происходит совпадение особенного и всеобщего, проявляется закон соотношения поэзии и действительности. Лермонтов продолжает традицию Гёте упрощать внешнюю сторону символических знаков, а упрощать означающее – усиливать символическую значимость отдельных сторон образа: цвета, формы, положения в пространстве, т. е. расчленять и дробить простое на составляющие его части. Подобное распадение образа на символические элементы, уже заметное в поэтической практике Гёте эпохи Веймарского классицизма, дает возможность их предельно углубленного прочтения и определения тех закономерностей, которые проявляются в каждой клеточке образа. Когда образ превращается в текст, то возникает возможность выделить сверхтекстовое единство лермонтовских символов (как и гётеанских) в определенные типологические ряды. Схематизация означающего в лермонтовском символе не мешала его индивидуальности и не нарушала, а поддерживала органическую связь с романтическим мировидением, в чем еще раз подтвердилась гипотеза Гёте о проявлении закона прекрасного в поэзии, о семантической заряженности каждого элемента языка поэзии.
Как и гётевскому творчеству, поэзии Лермонтова не присущи символы, занимающие позицию предиката, так как они лишь указывают на некий смысл, но не дают характеристику иного объекта. Символам обоих поэтов свойственная субъективность в их стремлении обозначить вечное в ускользающем, неотчетливый в своей многозначности и широте смысл, не поддающийся концептуализации ни в рамках пантеизма (у Гёте), ни романтизма (Лермонтов). В отличие от метафоры, лермонтовский символ не углубляет понимания реальности при всей внешней конкретной репрезентативности избранных объектов изображения, а уводит за ее пределы в сферу общих представлений о мире. В этой сфере идея не должна позволить себя «увидеть», она выражается через систему суммарных аналогий внешних объектов и в то же время она не сосредоточивается на самой себе. Именно такое понимание символа и его роли в истории европейской поэтической мысли стало доминировать после Гёте, утвердившим в теории и в конкретном творчестве единство между изобразительными и выразительными функциями поэтической речи. Значение этого факта для творчества Лермонтова неоспоримо.
Ключевые слова
Лермонтов, Гете, поэзия, проблема символа