2020 № 5 (43)
Тихонова О.В.
«Литературность» и «музыкальность» кинотекста (И. Бергман «Сцены из супружеской жизни»)
Аннотация
Исследуемый киноцикл (1973 г.) вписан в особую камерную линию произведений Бергмана 1960–1970-х гг., строящуюся вокруг характерного проблемно-тематического и символического ядра – отношений близких людей, семейных будней и любовных проблем. Акцентируется гендерный аспект кинотекста Бергмана, «дуэтная» конструкция данного произведения, отмечаются основные приемы его киноязыка, «литературность» и «музыкальность», ярко проявившиеся в реализации данного материала. Музыкальное начало автор связывает с принципами «сонатной формы». В фильме ощущается влияние эстетики и практики социально-психологической «новой драмы», к которой в своей театральной деятельности Бергман неоднократно обращался, возникают пересечения с малой прозой Стриндберга.
Ключевые слова
кино, гендер, эмансипация, литература, социально-психологическая драма, сонатная форма, лейтмотив