2014 № 3 (5)
Добровольская В.В.
Характеристика урока по его месту в учебном процессе
Аннотация
В статье анализируется преподавательская стратегия в процессе обучения русскому языку как иностранному на разных этапах обучения. На начальном этапе предполагается взаимодействие по линиям: преподаватель – учащиеся, преподаватель – учащийся, учащиеся – учащийся и учащийся – учащийся, что позволит определить как возможности группы учащихся в целом, так и способности каждого из учащихся. На основе полученных данных формируется преподавательская стратегия, применяемая в дальнейшем процессе обучения, когда уроки диагностического тестового этапа сменяют уроки регулярного стабильного обучения с включением в них уроков регулярного промежуточного контроля, а затем – при переходе в заключительную фазу обучения – уроки предфинишнего периода. Таким образом создаются условия для полноценного усвоения материала начиная с подготовки его восприятия и кончая активизацией процесса выдачи усвоенного. При этом преподаватель всегда, на всех этапах обучения является информатором группы и лицом, направляющим познавательную деятельность учащихся, что не отменяет важности в образовательном процессе самостоятельной работы учащихся, сопровождающей аудиторные занятия на всем протяжении учебного процесса.
Ключевые слова
проблема типологизации уроков русского языка как иностранного, фазы общения конкретного преподавателя с конкретной группой, уроки стартового периода, уроки регулярного стабильного обучения с включением в них уроков регулярного промежуточного контроля, уроки предфинишнего периода