2022 № 4 (54)
Пасько Э.В.
К вопросу об истоках цветовой символики романа А. Белого «Петербург»
Аннотация
В статье предпринимается попытка найти истоки цветовой символики в романе А. Белого «Петербург». Значение цветов в романе интерпретируется в контексте цветовых теорий И. Гете и Р. Штейнера, повлиявших на мировоззрение Белого. В исследовании творчества писателя выделяется один аспект – живописность, точнее, колористика. Особенности использования цвета в романе «Петербург» сравниваются с теми требованиями к цветовому оформлению картины, которые выдвигает В. Кандинский в трактате «О духовном в искусстве». Основанием для такого сравнения послужили общие литературные и живописные источники, в равной степени актуальные и для Белого, и для Кандинского. Результатом исследования стало определение функций и значения наиболее часто используемых в «Петербурге» цветов в их соотношении c предметом и героем, а также эпизодом, лейтмотивом и – в конечном счете – с авторской позицией.
Ключевые слова
Андрей Белый, Василий Кандинский, Иоганн Гете, Петербург