2014 № 3 (5)
Смирнов А.А.
Проблема соотношения исторического и аксиологического метода в изучении литературы
Аннотация
Историзм – это осознание того факта, что в науке, искусстве, литературе и в целом в культуре всякая познавательная деятельность с необходимостью сопровождается установлением генезиса, происхождения, становления и развития избранных для понимания объектов. Историзм – принцип подхода к явлениям материальной и духовной культуры в процессе ее художественного или научного исследования.
Историзм как метод возник в эпоху романтизма. У истоков разработки этого понятия стоят Ф.К. Савиньи, В. Гримм, Л. фон Ранке, а также французские историки эпохи Реставрации Гизо, Тьерри, Минье. Историчность человека и творений его духовной составляющей была философски осознана в XIX веке как содержащаяся в его существовании возможность развития и совершенствования, как превращение в такое существо, которое осознает себя и как объект, и как субъект целостного жизненного процесса. Человек в эпоху романтизма выступает в единстве времени и вечности.
Художественная литература в первую очередь придает миру эстетические и этические ценности, поэтому литература и аксиология всегда оказываются соотнесенными – история культуры, прежде всего, утверждает себя через систему ценностей. Ценности сегодняшнего этапа развития литературы и искусства перестают быть всеохватными, всеобъемлющими, исторические изменения, которые они претерпели за последнее время, стали настоль существенными, что литературно-художественный текст приобрел ситуативный характер.
Наиболее важной для литературоведов XIX – начала XX веков всегда была проблема установления мирового канона в литературе и искусстве, именно она наиболее тесно связана с установлением критериев литературных ценностей, критериев отбора текстов.
Задача выбора ценностей мировой литературы, шедевров всех времен и народов закономерно приводит к постановке и решению конкретных аксиологических проблем, к выработке критериев их отбора. На первый план, конечно, выходят проблемы литературных ценностей и тех ее компонентов, которые свидетельствуют о принадлежности текста к «изящной словесности».
Современная аксиология искусства озабочена многими проблемами, среди которых четыре остаются определяющими:
1. заключаются ли литературные ценности только в самом художественном тексте или также и в его восприятии;
2. почему ценности восприятия текста выступают на первый план в литературной критике и школьном преподавании литературы;
3. обладают ли ценностью ритуальные, политические, «терапевтические» ценности искусства;
4. как разграничить практические и собственно художественные функции текста с помощью новых методов аксиологии?
Ключевые слова
историзм, система ценностей, развитие и обогащение литературы, особенности литературного процесса