2015 № 2 (10)
Домогацкая С.П.
К вопросу возникновения московской школы скульптуры в конце Х1Х – началеХХ века
Аннотация
«Московская скульптурная звезда» зажглась на художественном небосклоне в календарный рубеж двух столетий. Событие рождения новой формы напоминает эффект взрыва сверхновой звезды, когда окружавшее ее светящееся вещество силами гравитации стремительно втягивается вовнутрь и она превращается в мало кому интересный пульсар. Одновременно в пространство выбрасывается множество «потрясенных» столь катастрофически «провалом» частиц, которые на периферии Вселенной, вступая в разные соединения, дают начало звездам, уже совершенно новым по составу. Новому «составу» московской скульптуры ХХ века предшествовала мощная подспудная работа. Москва, всегда оставлявшая за собой право на независимость взглядов, приняла последний вздох Академии, взяв в наследство старую классицистическую традицию лишь в ее самом общем и широком смысле, как пример идеального соответствия формального и образного начал, все остальное подвергнув кардинальной перестройке. Здесь была не только восстановлена шкала чисто художественных ценностей, но и бесконечно увеличен уровень внутренней свободы художника, давшей ему смелость выйти на мировые просторы и отстаивать свою самостоятельность с точки зрения осознанных пластических идей.
Ключевые слова
школа, образовательная система Академии, специфика скульптуры, «московские предпосылки», путь Александра Иванова, Рамазанов, Сергей Иванов, Коненков