2015 № 3 (11)
Моисеева В.Г.
Вот пришел великан: поэтика и этика прозы К. Воробьева
Аннотация
В статье на материале новеллистики К. Воробьева конца 1940–1950-х гг. и военных повестей реконструируется этическая и эстетическая модель художественного мировидения писателя. Анализ текстов произведений, высказываний писателя о творчестве позволяет сделать выводы о своеобразии творческой концепции К. Воробьева, определившей тональность прозы разной тематики: деревенской, городской, военной. Соединение в прозе писателя художественных приемов, характерных для соцреалистического канона, с документалистски достоверным воссозданием исторических и бытовых фактов, психологических мотивов поведения героев служит средством выражения своего, воробьевского видения человека, воссоздания своего рода «этических заповедников», психологического документа времени. Параллели, проведенные автором статьи с классической литературой («Повести Белкина» А.С. Пушкина) и современной («Библиотекарь» М. Елизарова) позволяют выявить в художественной концепции писателя ее связь с эстетической традицией, оформившейся в прозе позднего А.С. Пушкина, и включить произведения писателя в контекст современного процесса ремифологизации советского прошлого.
Ключевые слова
К. Воробьев, Великая Отечественная война, советская литература, социалистический реализм, новеллистика, жанр, рассказ, повесть, «лейтенантская» проза