2015 № 3 (11)
Орлова Т.Я.
Характер Николая I в художественной интерпретации Д. Мережковского и Р. Гуля
Аннотация
К личности Николая I Д. Мережковский обращается в романе «14 декабря», который входит в трилогию «Царство Зверя». По мысли Мережковского, Антихрист появился в России во время правления императора Петра Первого, а в XIX столетии окончательно побеждает Христа, утверждая в стране свое царство – царство зверя. Восшествие Николая I на престол сопряжено, в представлении писателя, со скорой победой темных сил над Христом.
Николай I занимает одну из главных позиций в системе персонажей. Но обрисовку его писатель не сводит только к этой важной конкретной художественной задаче. Мережковский расширяет границы характеристики героя, реализуя свои философские взгляды – о добре, о природе зла, пытаясь осмыслить и донести до читателя свое понимание морального долга самодержца и русского самодержавия в целом.
Изображая российскую власть, пребывавшую в состоянии кризиса, и Тайное Северное общество декабристов, писатель акцентирует внимание не столько на их гражданско-политическом противостоянии, сколько на нравственной сути обеих сторон. Ловкая смена Николаем I масок: то он добрый, страдающий государь, то благородный Дон Кихот – выявляет его двойственность, отраженную в методах его политики. Мережковский категорически отвергает и искаженно-циничное обращение с божескими заветами некоторых декабристов (Пестеля, Рылеева), что, в его восприятии, еще более обостряет противоборство добрых общечеловеческих и безжалостных дьявольских начал. Начавшийся мятеж Мережковский называет бунтом, беспорядками, но не восстанием, как определяли свое выступление декабристы. Писатель не скрывает своего отношение к происходящему: это светопреставление. И не Николай I – победитель и спаситель страны, Россию спасет Христос, и «Россию спасет Мать».
Вторую половину жизни Николая I описывает Р. Гуль. Внутренний художественный мир романа воспроизводит ситуацию 1830–1850-х. гг., представленную в двух двух исторических лицах – Николая I и революционера Бакунина. Принцип организации художественного материала – сопоставление характеров Николая I и Бакунина, прямое или подразумеваемое, конфликт позиций героев, их мыслей. Описывая противостояние диктаторской власти и революционеров, Гуль в то же время показывает не только разделяющую их пропасть, но и сходство между ними.
Если в интерпретации Мережковского Николай I – человек внутренне противоречивый, то в восприятии Гуля русский император – личность состоявшаяся. Масштаб его государственных амбиций расширился в высшей степени: он уверен, что может управлять политической жизнью не только России, но многих других стран и народов.
Мережковский отразил момент вступления Николая I на престол, Гуль представил вторую половину его жизни, вплоть до кончины. Литературный облик русского императора выходит за фактические рамки и подвергается художественной обработке. В изображении Николая I есть определенная динамика: Гуль не только и не столько продолжает хронологическую линию его жизни, но показывает собственное, во многом отличное от Мережковского, восприятие личности Николая I.
Ключевые слова
характер, система персонажей, жанровые, сюжетно-композиционные особенности, религиозно-нравственные, философские вопросы, историческая основа, декабристы, Николай I, Бакунин, Герцен, Маркс