2015 № 5 (13)
Рыбина П.Ю.
Функция театральной репетиции в кино: парадокс «пустого пространства» (на материале фильмов Л. Малля и М. де Оливейры) / Theatre Rehearsal on Screen: Paradox of «the Empty Space» (L. Malleʼs Vanya on 42nd Street and M. de Oliveiraʼs O meu caso)
Аннотация
В данной статье в центре внимания – феномен театральной репетиции как прием для создания на экране (в фильмах Л. Малля и М. де Оливейры) особого пространства, ключом к которому становятся понятия лиминальности и трансформации, разработанные применительно к театру в классических работах американца Р. Шехнера. Научная новизна статьи – в использовании понятий эстетики перформативности для анализа театральности фильма. Эти понятия помогают описать переходный характер эстетического опыта, с которым сталкивается зритель, вынужденный балансировать между условностями языков трех разных искусств – кинематографа, театра и литературы (в основе сценариев фильмов – пьесы). Автор статьи показывает, каким образом факт театральности фильма становится, с одной стороны, средством игры со штампами киноязыка для режиссера, а с другой, средством трансформации зрителя, открывающего для себя бесконечно становящееся («пустое») пространство восприятия.
Ключевые слова
театральность, лиминальность, трансформация, киноязык, репетиция, литературность