2015 № 6 (14)
Белова Т.Н.
В.В. Набоков – исследователь русской литературы (особенности критического подхода)
Аннотация
В статье анализируются научные работы В.В. Набокова о творчестве корифеев русской литературы (Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, Ф.М. Достоевского), написанные в русле «новой критики», господствовавшей в США в 1940–1950-ее гг., и эстетики постмодернизма, приверженность к которой отличает его художественные произведения второй половины XX в. В этих исследованиях Набокова отчетливо виден сплав литературно-художественной и литературно-критической мысли, также очень характерный для его романов, написанных в США, выразившийся в данном случае в метафорическом прочтении произведений великих русских писателей наряду с интуитивизмом и ассоциативностью изложения мысли. Так, в соответствии с эстетикой постмодернизма Н.В. Гоголь – моралист и религиозный проповедник – изображается в эссе как одинокий маргинальный герой, душевнобольной, движимый маниакальной идеей переустройства российского общества. В его произведениях Набоков – постмодернистский критик – усматривает эффект симультанности, иррациональности, сюрреализма ситуаций и словотворчества, а также устремленности их в потусторонний мир бытия, хотя как художник он интуитивно-метафорически все же ощущает в них поэзию живой народной жизни, несомненно воспетой классиком.
На первое место в иерархии русских прозаиков XIX в. В.В. Набоков ставит Л.Н. Толстого, который, по его словам, «открыл метод изображения жизни», когда автор невидим в произведении и в то же время вездесущ, как Творец во Вселенной. Две главные темы Толстого – «жизнь и смерть» – исследователь рассматривает с позиции эстетики постмодернизма (важной составляющей которой является восприятие смерти как рождения), сопрягающейся с ощущением бренного здешнего мира как абсурдного хаоса, которому также противостоит тема непреходящих семейных ценностей. «Развенчивая» славу Ф.М. Достоевского как всемирно известного писателя, Набоков использует биографический способ исследования, смыкающийся с критикой фрейдистского толка, хотя к учению Фрейда он всегда относился чрезвычайно негативно.
Метафорический стиль изложения широко применяется Набоковым при анализе творчества И.С. Тургенева и А.П. Чехова. Так, он считает, что рассказы Чехова построены на системе волн, а не частиц материи, как у М. Горького (молекул), т. е. на оттенках того или иного настроения. В критических исследованиях Набокова очевидно стремление дать эстетическую переоценку литературе русского реализма как с позиций критика-формалиста, так и художника-постмодерниста – с высоты своей неповторимой индивидуальности Критика-Творца, поднявшись до уровня того или другого классика и даже глядя на него сверху вниз.
Ключевые слова
литература русского реализма, эстетика постмодернизма, метафорический способ прочтения, ассоциативность, интуитивизм, «новая критика»