2015 № 6 (14)
Белова Т.Н.
Пространство и время в романах В.В. Набокова как многоуровневая художественная перспектива
Аннотация
В статье рассматриваются художественные аспекты творчества В. Набокова-Сирина, в частности пространственно-временная структура его романов. Художественная категория пространства не исчерпывается описанием пространства физического мира, представленного достаточно широко и многообразно: это Россия, страны Западной Европы и США, сказочные миры с элементами фантастики и гротеска, однако это и нездешний мир человеческого бытия (потусторонность) – разомкнутая художественная перспектива, которая обеспечивает философскую глубину произведений Набокова, воплощая целостную систему его мироощущения, в основе которой неоплатонизм. Пространственно-временной континуум романов углубляет романтическое двоемирие, раскрывающееся в постоянном противопоставлении должного и недолжного мира: первый – это далекая Россия детства и юности набоковских героев («Машенька», «Защита Лужина», «Другие берега», «Пнин», «Память, говори» и др.), представленная во всей полноте гармоничного существования, второй – мертвый, призрачный потусторонний мир берлинской эмиграции с его обитателями – «тенями изгнаннического сна».
Эти миры создаются благодаря многозначности образов-символов и лейтмотивов, пронизывающих все его творчество, объединяющих целый ряд его романов в единый метатекст, образуя глубинный подтекст произведений, в котором содержится авторская позиция и его послание читателю.
В романах Набокова есть еще один художественный пласт, углубляющий их пространственно-временную перспективу, осуществляющий связь с многовековой мировой литературой и культурой, – это разветвленная интертекстуальность.
Ключевые слова
категории пространства и времени, потусторонность, романтическое двоемирие и двойничество, символика образов и лейтмотивов, интертекстуальность