2015 № 6 (14)
Айрапетян Л.С.
Нарушение линейного хода времени в романе К. Фуэнтеса «Смерть Артемио Круса»
Аннотация
В статье представлен анализ оригинальной концепции времени мексиканского писателя XX в. К. Фуэнтеса, воплощенной в романе «Смерть Артемио Круса» (1962). Основная черта композиции произведения – фрагментация. В романе присутствуют три повествовательных голоса: местоимение «я» в сочетании с глаголами в настоящем времени, «ты» – будущем и «он» – прошедшем. Смена точек зрения знаменует постоянный переход из одного временного измерения в другое. Фрагменты с местоимением «я» отражают попытку сознания остановить ход объективного времени, приближающего героя к смерти. В повествовании от третьего лица – линейное время истории. Голос, повествующий от второго лица, принадлежит вечности, которая может одновременно охватить прошлое, настоящее и будущее. Время жизни главного героя воплощает модель цикла, он рождается и умирает в один день, его активная социальная жизнь занимает 52 года, что является циклом ацтекского времяисчисления. Усложненная структура времени произведения отражает основополагающую идею всего творчества Фуэнтеса. В своем поведении человек должен руководствоваться двумя принципами: памятью о прошлом, бремя которого сравнивается с тяжестью могильных плит, и заботой о будущем, о том наследии, которое каждый оставляет своей стране и всему человечеству.
Ключевые слова
мексиканская литература XX в., нелинейное время, интегрирующее время, циклическое время, фрагментация, повествовательные голоса