2016 № 1 (15)
Харитонова А.В.
Тление vs Воскресение. Картина Г. Гольбейна в художественном мире романа Ф.М. Достоевского «Идиот» и тема смерти в романе В. П. Свенцицкого «Антихрист»
Аннотация
В статье рассматриваются параллели творчества Ф.М. Достоевского и художественного наследия писателя, богослова, публициста В.П. Свенцицкого (1881–1931). Основа поэтики Достоевского заключена в методе, который автор называет «реализм в высшем смысле». Свенцицкий заимствует основные положения этого метода и раскрывает их по-своему, на новой почве, в романе «Антихрист». Предметом изучения и сравнения выбирана важная для обоих творцов тема смерти и связанная с ней вера в воскресение Христа и бессмертие человека. Символом данной проблематики является картина Ганса Гольбейна «Христос во гробе». Это изображение в художественном мире романа «Идиот» становится точкой соединения линий жизни / смерти, воскресения / погибания, смысловым центром романа. Странный человек – главный персонаж произведения Свенцицкого – в символическом плане находится также перед творением Гольбейна. Всюду он видит тление, разложение, умирание человеческого тела. Неспособность принять воскресение Христа выливается в теорию Антихриста и влечет за собой нечеловеческие страдания, метания и раздвоение сознания. Полотно – это не только предмет созерцания, но и зеркало, отражающее явления внутреннего мира смотрящего. Гольбейнов сюжет актуализирует для героев романов предельные вопросы человеческого бытия и заставляет искать ответы на эти мучительные вопросы: что будет с духом, когда уничтожится плоть (Ипполит), что есть миг, отделяющий бытие от небытия, жажда жизни (князь Мышкин), что есть вера в Бога (Рогожин), как через проживание воскресения Христа прийти к пониманию настоящей жизни и подлинной смерти (странный человек).
Ключевые слова
Ф.М. Достоевский, В.П. Свенцицкий, Г. Гольбейн, преемственность, «реализм в высшем смысле», образность, живопись в литературе, тема смерти, бессмертие человека, бытие