2016 № 4 (18)
Солнцева Н.М.
Гносеология С. Клычкова и Н. Клюева (1920–1930-е гг.)
Аннотация
Мировоззренческие искания Клычкова и Клюева в 1920–1930-е гг. существенно различаются, но в их творчестве мы видим общие философские, религиозные, этические приоритеты. В их теологии очевидны вопросы о духовной и плотской природе Бога-Отца и Бога-Сына. Остро поставлен вопрос о богооставленности. Высказана гностическая версия сотворения мира с участием Князя мира. В 1920–1930-е гг. актуализировался вопрос о смысле присутствия Князя мира в жизни человечества; высказаны мысли, отвечающие апокатастасии Оригена Александрийского.
Тема зла в их произведениях решается как апостасия. Оба описывают бессилие человека перед плотскими и сектантскими искушениями. Масштабы зла в романах Клычкова и поэзии Клюева коррелируют со словами ап. Иоанна «весь мир лежит во зле». Причины порчи человека они видят не только в социальном сломе русской жизни ХХ в., но и в изначальной природе твари. Среди проявлений отступничества – безверие, экологическая катастрофа. Их теодицея перекликается с воззрениями С. Булгакова, Н. Лосского, Е. Трубецкого. Решался и вопрос об искуплении, в том числе кровью, что соотносится с библейскими мотивами.
Клюев и Клычков – космисты, их взгляды на мироустройство близки идеям Г. Лотце, Я. Бёме, а также русских философов-космистов. Развита концепция целостности и идентичности верхнего и нижнего миров.
Ключевые слова
апостасия, Есенин, Клычков, Клюев, Ориген Александрийский, теодицея, Хильдегарда Бингенская, Хармс