2016 № 4 (18)
Володина Н.В.
«Телеология» как философско-эстетическая и историко-литературная категория
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению понятия «телеология», которое было наиболее актуально для литературоведения 1920-х гг. и сегодня лишь эпизодически появляется в филологическом научном дискурсе. В то же время оно является полезным при рассмотрении процесса художественного творчества и внутренней структуры произведения. Художественная телеология означает целесообразность организации произведения, его «устройство» в соответствии с целью, художественной задачей автора. Сопрягаясь с целым рядом научных понятий (авторское намерение, установка, замысел, цель, завершенность, целостность), телеология не дублирует ни одно из них, но учитывает, аккумулирует их значения. Речь идет о намерении, включающем в себя как работу сознания, так и эмоционально-психологический подсознательный импульс. Таким образом, будучи связанной с выявлением смысла и целесообразности художественного явления, телеология ведет к пониманию не только его поэтики, но и его метафизической сущности.
Ключевые слова
телеология, целеполагание, авторское намерение, установка, замысел, завершенность