2016 № 6 (20)
Кириенков И.Д.
В. Набоков и М. Зощенко: стилистические маски и автобиографические стратегии
Аннотация
В статье выдвигается гипотеза о возможности сопоставления произведений Владимира Набокова и Михаила Зощенко по меньшей мере в двух ракурсах. Несмотря на существенные различия между их творческими манерами, оба автора пользовались стилистическими масками. Если Набокову такой камуфляж позволял скрываться за фигурой своего представителя – протагониста-художника – и внедряться в текст только на правах «антропоморфного божества», то Зощенко, желая освежить русскую литературную традицию, испытывал интерес к новым, «народным» голосам, прорезавшимся после революции 1917 года. Оба писателя создали автобиографические нарративы, претендующие на статус творческого метакомментария, – «Другие берега» и «Перед восходом солнца». При этом стратегии истолкования смысла жизни и творчества у них, по сути, противоположны: в то время как Набоков уповал на исключительно творческое осмысление собственной судьбы, выстраивающейся по законам искусства, Зощенко делал ставку на научное – точнее, психофизиологическое – истолкование своего прошлого. На наш взгляд, эти подходы характеризуют не только эстетические установки двух конкретных писателей, но и специфику русской и мировой литературы XX в. вообще и, в частности, ее взаимоотношения с концепциями из смежных областей знания.
Ключевые слова
Набоков, Зощенко, автобиография, чужое слово, стилистическая маска, «Другие берега», «Перед восходом солнца»