2017 № 6 (26)
Ружицкий И.В.
«Смех» Достоевского глазами лексикографа
Аннотация
Смех, комическое занимает центральное место в творчестве Достоевского, о чем говорит употребление самого слова ‘смех’, а также близких к нему по значению лексических единиц. Задача, решаемая в статье, – показать основные особенности этой лексемы, отраженные в словарной статье Словаря языка Достоевского, предполагающей многопараметровое лексикографическое представление идиоглосс, ключевых для авторского идиостиля лексем. Расширяется перечень ситуаций смеха в текстах Достоевского, предложенный Ю.Н. Карауловым и Е.Л. Гинзбургом, например, говорится о том, что интенцией смеха может служить желание скрыть отрицание персонажем каких-либо моральных норм, выделяется также компенсаторная функция смеха и др. Наибольшее внимание в статье уделяется анализу атрибутивных сочетаний слова ‘смех’, а также его нестандартного употребления. Наблюдения показывают, что «болезненный смех» встречается в основном в «Преступлении и наказании», «Идиоте» и «Братьях Карамазовых», наиболее известных и часто цитируемых произведениях Достоевского, что, возможно, послужило причиной обращения внимания ученых именно на такой смех. Круг определений «смеха радостного» намного шире. Делается вывод о том, что языковую личность Достоевского определяет в первую очередь Homo Ridens, «человек смеющийся».
Ключевые слова
Homo Ridens, Словарь языка Достоевского, тезаурус, идиоглосса, комическое, ситуации смеха, типы смеха