2017 № 6 (26)
Шешкен А.Г.
Надреализм и фольклор: сербская модель сюрреализма
Аннотация
Надреализм в сербской литературе, сформировавшийся как течение на рубеже 1920–1930-х гг., под влиянием французского сюрреализма, ознаменовал свое рождение громкими манифестами и основал собственные печатные органы. Его авторы недолго оставались «чистыми надреалистами» и влились в течение левой «социальной литературы». Однако интерес к поэтике сюреализма присутствовал в национальной литературе несколько десятилетий (М. Ристич, А. Вучо, О. Давичо). Его опыт сыграл важную роль в литературе 1950–1970-х гг. в первую очередь как художественная практика, служившая мощному развитию условно-метафорической поэзии. Послевоенный сербский надреализм, в отличие от французского сюрреализма, обратил самое пристальное внимание на национальные истоки поэзии, собственный фольклор, особенно на жанры, где сохранились элементы язычества и магических ритуалов. Соединенная с фольклорной традицией, лирика крупных национальных поэтов (В. Попа) продемонстрировала успешность такого синтеза, способствовала развитию выразительных возможностей национальной поэзии и ее стихотворной техники.
Ключевые слова
надреализм, сюрреализм, модернизм, авангард, примитивизм и стилизация, фольклор, В. Попа, О. Давичо, А. Вучо, М. Ристич