2018 № 1 (27)
Митрович-Марич Я.
Графема и пиксель: культура чтения в цифровую эпоху
Аннотация
Прошло два десятилетия с появления первых размышлений Умберто Эко на тему влияния информационных средств на процесс чтения, которые были изложены в его исследовании «От Интернета до Гутенберга». Находящийся перед вами текст — «Графема и пиксель. Культура чтения в цифровую эпоху» — представляет собой попытку дополнить размышления Эко о причинах изменения процесса чтения.
Цель данного исследования — путем полемического диалога поставить перед современным читателем и современным обществом ряд нерешенных вопросов, отталкиваясь от основных положений Эко и полемизируя с ними. Через противопоставление классического, линейного чтения и цифрового чтения как эмпирических категорий, первая из которых имеет свое основание в прошлом и настоящем, а также свои теоретические принципы, в данном исследовании подчеркивается влияние информационных средств на формирование навыков чтения, отношений читатель – текст, вплоть до совершенно преобразившейся культуры чтения как социологического и культурологического феномена, обусловленного новыми технологическими достижениями, появлением новых носителей данных, новых информационных средств.
Таким образом, исходя из изменившейся философии чтения, мы сталкиваемся с новыми проблемами, которые не являются лишь читательскими, текстологическими, но связаны со сферами медиалогии, дистанционного обучения, лингвистических и правовых вопросов, гипертекста — одним словом, это проблемы новой письменности и нового процесса обучения сегодняшнего и будущего читателя.
В исследовании обращается внимание на ответственность академического сообщества, государства и общества перед лицом указанных проблем, частичные решения которых следует искать в образовательном процессе как системном ответе современного общества на проблему формирования личности читателя, читательских компетенций и функциональной, прежде всего информационно-медийной письменности.
Ключевые слова
гипертекст, информационные средства, медиалогия, медийная письменность, информационная письменность, интерактивность, линейное чтение, цифровое чтение, коммуникация, виртуальное сообщество