2018 № 5 (31)
Тюняева О.Д.
Соотношение случая и эксперимента в малой прозе И.С. Тургенева: «студия типа» «Стук… стук… стук!..»
Аннотация
В статье рассматривается соотношение случая и эксперимента в сюжетной структуре «студии» И.С. Тургенева «Стук… стук… стук!..», что имеет прямое отношение к ее жанровой специфике. Доказывается, что случай и эксперимент дублируются. С одной стороны, случайный стук, благодаря которому завязывается действие, перерастает в эксперимент рассказчика над главным героем, с другой – герой верит в великий случай, который им руководит, и математически рассчитывает свою жизнь по наполеоновской схеме. Функция случая в «студии» оказывается сложнее, чем в рассказе: случайный стук, с которого начинается действие, не является на самом деле основным событием, но способен выявить в человеке внутренние пружины его поступков. В «Стук… стук… стук!..» таким поступком является типично русское самоубийство, как его понимает писатель.
Ключевые слова
И.С. Тургенев, студия, студия типа, сюжет, композиция, случай, эксперимент, наполеонизм, самоубийство