2014 № 1 (3)
Ковтун Е.Н.
Фантастика в вузовских курсах: концепция, теория, канон. Программа учебной дисциплины Теория и история фантастики (русская, славянская, англо-американская традиции)
Аннотация
Публикация содержит программу и описание концепции курса «Теория и история фантастики (русская, славянская, англо-американская традиции)», который был впервые прочитан в 2012–2013 учебном году на филологическом факультете МГУ имени М.В. Ломоносова филологам-русистам в качестве дисциплины по выбору студентов. Опыт чтения курса и отзывы о нем обучающихся позволили поднять целый ряд дискуссионных вопросов: о необходимости включения изучения фантастической литературы в вузовские программы; о содержании и формах преподавания фантастоведческих дисциплин; об «обратной связи» между преподавателем и студентами в процессе чтения курса и др.
В сопровождающей текст программы статье «Фантастика в вузовских курсах» делается попытка охарактеризовать причины популярности фантастической литературы в студенческой среде, показать соответствующие читательские запросы и ожидания. Излагаются результаты наблюдений над соотношением отечественных и зарубежных фантастических текстов в круге чтения современной молодежи, привлекательностью различных типов фантастики для разных категорий читателей, кругом наиболее интересных для аудитории художественных произведений и тем для обсуждения на занятиях.
Разработка концепции курса заставила определить в его рамках пропорциональные доли теоретического фантастоведческого материала (основные понятия и термины; ведущие принципы анализа фантастического текста, обзор наиболее известных школ и направлений в науке о фантастике), исторических сведений (с выделением важнейших этапов эволюции разных типов фантастики, крупнейших авторов и «вершинных» фантастических произведений), наконец, проблемно-тематических «узлов», которые должны стать предметом обсуждения на семинарских занятиях (сквозные мотивы и образы, присутствующие в фантастике различных эпох и стран). Был выработан список рекомендуемых для чтения художественных текстов и научных источников, уточнен объем необходимой справочной информации, доступной в сети Интернет.
Кроме того, в сопровождающей программу статье анализируются выполненные студентами в процессе освоения дисциплины домашние задания и письменные ответы на вопросы преподавателя по проблематике курса.
Ключевые слова
учебная программа, фантастика в вузовских курсах, теория и история фантастики