2019 № 5 (37)
Молнар А.
Тургенев и Толстой. Мотивы ревности в «Песни торжествующей любви» И.С. Тургенева и в «Крейцеровой сонате» Л.Н. Толстого
Аннотация
Предложенный в статье сопоставительный анализ «Песни торжествующей любви» И.С. Тургенева и «Крейцеровой сонаты» Л.Н. Толстого способствует выявлению значимых перекличек в повестях, что позволяет по-новому осмыслить их содержание. Особое внимание уделено позиции персонажей, для выражения которой Тургенев и Толстой используют слова-метафоры, и значительную роль играет звуковая форма этих слов. Звук становится индикатором мотива, отражая особый ритм и тональность текста. Толстовская теория любви и ревности посредством музыки проецируется на тургеневский текст таким образом, что внимание читателя фокусируется как на новой семантике высказывания, так и на фантастическом элементе, возникающем на основе вполне реалистической ситуации. Итак, кроме сходства сюжетов повестей Тургенева и Толстого, рассматриваются текстовые выражения взаимодействующих смысловых полей и общих мотивов – измены и убийства.
Ключевые слова
Тургенев, Толстой, песнь, музыка, любовь, ревность, нож