Статьи
Пауткин А.А. Грозное эхо «Слова о полку Игореве» («Полынь-трава» Б. Лавренева)
Аннотация
В статье рассматривается одно из ярких проявлений рецепции «Слова о полку Игореве» в прозе XX в. Повесть Б. Лавренева «Полынь-трава», появившаяся сто лет назад, содержит множество обращений к древнерусскому памятнику, ставшему прецедентным текстом отечественной культуры. Повесть может быть названа характерным образцом орнаментальной прозы середины 1920-х гг. Мифопоэтика средневекового произведения выступает основным средством создания эпико-романтического звучания текста Нового времени, рассказывающего о событиях Гражданской войны на юге России. Обращения к легко узнаваемому читателем источнику столь обширны и последовательны, что повествование подчас превращается в своеобразный коллаж из различного рода цитат и перефразированных фрагментов претекста. Повесть не имеет себе равных по насыщенности обращениями к «Слову» в прозе.
Ключевые слова
«Слово о полку Игореве», рецепция, Б. Лавренев, орнаментальная проза, прецедентный текст
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-7-12
Горгиева-Димова М. Интертекстуальная память лирики
Аннотация
В статье концепция интертекстуальности и ее мнемонического значения применительно к литературе (Ю.М. Лотман, Р. Лахман, Д. Орайк-Толик) проиллюстрирована на примере трех стихотворений: «Ракуванье» Блаже Конески, «Ночное познание» Гане Тодоровского и «Смртта на поэтот» Влады Урошевич. Все три текста интертекстуально связаны с жизнью и творчеством Коко Рачина, македонского писателя и революционера (1908–1943). Внимание обращено также на метатекстуальные функции текстов, которые рассматриваются на металирическом уровне.
Ключевые слова
интертекстуальность, память, металирика, македонская поэзия
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-13-23
Крылова М.Н. Сравнение как лекарство от «языковых ухабов»
Аннотация
В статье рассмотрено функционирование сравнительных конструкций в различных сферах использования современного русского языка. Отмечается, что существуют объекты массовой культуры, в которых к сравнениям обращаются редко: некоторые художественные тексты и отдельные популярные песни. В большинстве случаев (в художественной литературе, текстах песен, научной речи, СМИ и др.) сравнительные конструкции выступают как востребованные языковые единицы, выполняющие различные функции. Сравнения служат экспрессии и изобразительности, помогают говорящим передавать чувства и отношение, оценивать и шутить. Их функционирование в современном русском языке иллюстрирует его активное и позитивное развитие, демонстрирует желание говорящих выстраивать разнообразные ассоциации с применением сравнительных конструкций, объекты (образы) которых помогают более точно, ярко, экспрессивно, конкретно охарактеризовать действительность.
Ключевые слова
русский язык, сравнение, сравнительная конструкция, мем, художественный текст, СМИ, научный стиль
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-24-29
Стефанчиков И.В. Африканские языки на территории Уругвая: исторический контекст
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о появлении на территории Уругвая африканских языков, их составе и выходе из употребления. Присутствие африканского элемента в уругвайской демографической и культурной панораме было осознано и получило признание достаточно давно, однако лишь в последние годы внимание лингвистов по-настоящему привлек вопрос о месте африканских идиомов в языковой истории Уругвая, а также проблема их влияния на уругвайский вариант испанского языка. Настоящая статья содержит краткий обзор имеющейся литературы по теме и известных сведений о бытовании африканских языков на территории Уругвая в XVII – начале XX в. Кроме того, в работе перечислены лексические африканизмы, зафиксированные в наиболее авторитетном словаре испанского языка Уругвая – Diccionario del español del Uruguay.
Ключевые слова
испанский язык, Латинская Америка, Уругвай, африканские языки
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-30-38
Фундаментальные исследования
Виноградов И.А. «Романтик» Поприщин: История замысла повести Н.В. Гоголя «Записки сумасшедшего». Часть 2
Аннотация
Статья посвящена изучению замысла одного из наиболее сложных в интерпретации произведений Н.В. Гоголя, «петербургской» повести «Записки сумасшедшего». Сочетание в дневнике сходящего с ума героя стихии безумия, комизма, романтического алогизма, авторской иронии, сатиры и высокого трагического пафоса придает этому произведению характер художественной загадки, решение которой возможно лишь с помощью последовательного комплексного подхода. Детально рассматриваются многочисленные реминисценции в произведении образов мировой литературы, современной Гоголю журналистики и художественной словесности. Обобщаются многолетние наблюдения исследователей над поэтикой гоголевской повести. Устанавливается связь «Записок сумасшедшего» с поэмой «Мертвые души» и «Размышлениями о Божественной Литургии». Подробно исследуется развернутая в повести полемика Гоголя с европейским романтизмом. Игровой «духовности» романтиков, оставляющей человека на произвол воображения и субъективных мнений, Гоголь противопоставляет подлинно духовное понимание жизни, основанное на Священном Писании и церковном предании. Статья является продолжением, на новом материале, исследовательской работы, начатой в 2022 г., – «Немецкий романтик В.Г. Вакенродер и XX век: художественное предвидение Н.В. Гоголя» (напечатано в сборнике ИМЛИ РАН «Литературный процесс в России XVIII–XIX вв. Светская и духовная словесность»). Предпринята попытка представить целостную концепцию произведения и широкий спектр плодотворной исследовательской мысли в его истолковании. Работа состоит из пятнадцати разделов: 1. Проблемы интерпретации повести; 2. Предыстория и история создания «Записок сумасшедшего»; 3. «Душевный город» «Записок...»; 4. Праздность, взяточничество, угроза «распеканья»; 5. Диктат моды, волокитство; 6. Пренебрежение духовным возрастанием; 7. Тщеславие и возможность покаяния; 8. От «Записок сумасшедшего» к «Мертвым душам» и «Размышлениям о Божественной Литургии»; 9. Псевдокультура; 10. «Донкишотство»; 11. Сервантес и Ариосто; 12. Круг романтизма: поэзия, политика, философия, мистика; 13. «Записки сумасшедшего» и романтическое безумие; 14. Поприщин и музыка; 15. «Народное богословие». В настоящей публикации представлены заключительные четыре раздела. Одиннадцать предыдущих напечатаны в № 3(65) журнала за 2024 г.
Ключевые слова
Н.В. Гоголь, биография, творчество, религиозно-политические взгляды, обличение, сатира, авторский замысел, интерпретации, безумие, романтизм, культурология, духовное наследие
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-40-75
Материалы и сообщения
Никифорова А.А. Герои «Дома у Старого Пимена» М. Цветаевой как архетипы К.Г. Юнга
Аннотация
В статье рассматриваются герои лирического эссе Марины Цветаевой «Дом у Старого Пимена» в их отношении к архетипам К.Г. Юнга. В образах четырех главных героев: Дмитрия Ивановича Иловайского, Александры Александровны Коврайской и их детей Сережи и Нади – отразились архетипы Мудрого Старца, Матери, Анимуса и Анимы соответственно. Два первых архетипа раскрываются в своей амбивалентной природе (и с положительной, и с отрицательной стороны). В этом проявляется главенство образов Иловайского и Коврайской над образами детей, что отражает сложные отношения внутри этой части семьи Марины Цветаевой.
Ключевые слова
М.И. Цветаева, «Дом у Старого Пимена», архетип, К.Г. Юнг
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-77-81
Панич М.Б. Кому красиво? В поисках субъекта эстетической оценки
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о выражении дативного субъекта оценки при наречиях эстетической оценки на примере наречия красиво. Несмотря на кажущуюся тесную связь эстетической оценки с понятием эталона, нельзя также отрицать важность личных предпочтений и субъективность «чувства прекрасного». Корпусные данные показывают, что в русском языке идет процесс перехода к бóльшему акценту на этой субъективности, что выражается, в частности, в постепенном распространении конструкции «PRONdat + красиво», где местоимением в дательном падеже кодируется субъект оценки.
Ключевые слова
оценочные наречия, эстетическая оценка, дативный субъект, субъект оценки
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-82-90
Севостьянова И.В. Лингвистические особенности современной текстовой компьютерно-опосредованной коммуникации русскоязычной молодежи
Аннотация
С каждым годом все больше времени молодые люди проводят в виртуальной реальности, где их речь приобретает различные уникальные особенности. Текстовая компьютерно-опосредованная коммуникация (ТКОК) молодежи имеет самые разнообразные признаки, которые до настоящего времени изучены в недостаточной мере. В связи с нехваткой информации относительно особенностей ТКОК молодых людей в интернет-пространстве были проведены выборочное наблюдение и лингвистический опрос, в которых приняли участие 165 представителей русскоязычной молодежи родом из 6 субъектов Российской Федерации. Данное исследование способствовало раскрытию новых ранее мало изученных аспектов. В результате был выявлен ряд характерных черт на следующих уровнях: лексическом, орфографическом и пунктуационном. Полученные данные могут быть применимы для повышения эффективности межпоколенной коммуникации.
Ключевые слова
текстовая компьютерно-опосредованная коммуникация, русскоязычная молодежь, лингвистические особенности
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-91-95
Библиографии
Талалай М.Г. Итальянистика и русистика Ю.А. Добровольской: Библиографический очерк
Аннотация
В статье представлены труды Юлии Абрамовны Добровольской (1917–2016), талантливой и плодовитой переводчицы, лингвиста, лексикографа, педагога, мемуариста. Переводами итальянской литературы она занималась с середины 1950-х гг., работая с текстами таких корифеев, как Л. Шаша, Г. Паризе, Дж. Родари, А. Моравиа, П.П. Пазолини и др. Она автор классического «Практического курса итальянского языка» (1964). Свою филологическую деятельность Ю.А. Добровольская продолжила в Милане (с 1982 г.) уже как русист – автор учебных пособий и словарей для итальянцев, а также переводов русской литературы.
Ключевые слова
итальянистика, русистика, лексикография, переводы
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-97-108
Громова М.М. Миядзава Кэндзи. Библиография публикаций на русском языке. Часть 2
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-109-120
Научная жизнь
Довгий О.Л. Презентация новой книги А.Е. Махова «Эмблематика: микрокосм»
Аннотация
В статье идет речь о презентации вышедшей в начале 2024 г. книге А.Е. Махова «Эмблематика: микрокосм», над которой ученый работал до последнего дня своей жизни. Это вторая часть дилогии, посвященной популярному в Европе в XVI–XVIII вв. жанру эмблемы. Первая книга – «Эмблематика: макрокосм» – вышла 10 лет назад, в 2014 г. Онлайн-встреча состоялась 30 марта 2024 г. На вечере выступили известные филологи, историки, искусствоведы из МГУ, ИМЛИ РАН, ИНИОН РАН, РГГУ.
Ключевые слова
А.Е. Махов, жанр эмблемы, эмблематическая дилогия А.Е. Махова, макрокосм, микрокосм
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-122-131
Швец А.В., Остробородова Г.А., Климков И.А. Медиа-технологии и пределы их выражения: опыт прочтения диалога Хулио Кортасара и Микеланджело Антониони
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-132-135
Лушневская Е.В. Историко-контекстуальный метод в изучении мировой литературы: становление и развитие научной школы А.А. Гугнина в Полоцке
Аннотация
В статье представлен путь становления и развития научной школы профессора Полоцкого государственного университета имени Евфросинии Полоцкой А.А. Гугнина, многие годы проработавшего в МГУ имени М.В. Ломоносова. Подчеркивается, что в рамках научной школы А.А. Гугнин разработал историко-контекстуальный метод. Отмечается, что большую роль в разработке историко-контекстуального метода сыграли защита А.А. Гугниным кандидатской (1976), а затем и докторской диссертации (1998). Особое внимание уделяется научной деятельности А.А. Гугнина в Полоцке после переезда из России в 1999 г. Данный период связан с открытием кафедры мировой литературы и культурологии, аспирантуры и магистратуры. В Полоцком государственном университете имени Евфросинии Полоцкой историко-контекстуальный метод продолжает развиваться благодаря проведению международных научных мероприятий и трудам учеников профессора А.А. Гугнина.
Ключевые слова
А.А. Гугнин, историко-контекстуальный метод, научная школа, мировая литература
DOI: 10.24249/2309-9917-2024-66-4-136-140