2020 № 4 (42)
Мусатова Т.Л.
Гоголь и Данте как мыслители
Аннотация
Философская традиция всегда уживалась в сознании Гоголя с традицией литературной. Данте Алигьери, не только поэт, но и философ и богослов, занял одно из главных мест в творчестве Гоголя в петербургский период и особенно в годы жизни в Италии в 1837–1848 гг. Работая в Риме над «Мертвыми душами», писатель все больше проникал в мир Данте-мыслителя и богослова, испытав, по всей видимости, воздействие по трем направлениям. 1. Трихотомия «Мертвых душ». Первый том поэмы за рубежом нередко называют «дантовским». Однако прототипом могли послужить не только «Божественная комедия», но и путешествие монаха Альгерика из латинской рукописи XII в., философия Ф. Шеллинга, «Человеческая комедия» О. де Бальзака, наконец, догма православия, что наиболее вероятно для Гоголя-христианина. 2. Теория русской монархии. Отталкиваясь от дантовских монархических взглядов (прежде всего «Монархии»), Гоголь дошел до их корней библейского, византийского толка, прибавил к этому идеи французских моралистов XVII в., А.С. Пушкина и митрополита Филарета. В результате получилась гоголевская теория сакрально-абсолютистского царства, в основе которой дантовский принцип разделения светской и духовной власти. 3. Нравственность. При написании первого тома поэмы Гоголь исходил из духовного наследия Возрождения и Нового времени, а также Французского Просвещения. На позднем этапе, связанном с религиозными исканиями, Гоголь не смог при написании второго тома «Мертвых душ» последовать путями спасения литературных героев в духе Данте. Настигнутый кончиной в Москве в 1952 г., он не успел расставить все точки над i. Тем не менее писатель не отказался от своей обычной (и дантовской) мысли о божественной природе больших талантов и их избранности, и это открывает поле для дальнейших многообещающих исследований и выводов.
Ключевые слова
Данте, Гоголь, Чистилище, Рим, Санкт-Петербург, богословие, Возрождение, император, философия, св. отцы