2022 № 6 (56)
Шумилова Д.А.
Город как пространство аффектов в адаптации «Белых ночей» Ф.М. Достоевского (на материале фильма Л. Квинихидзе)
Аннотация
В статье рассматривается проблема репрезентации аффектов в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи» и одноименной киноадаптации Л.А. Квинихидзе. В центре внимания три разных подхода к пониманию аффекта (Дж. Ходжкинса, А. Тэйн, Г. Сингха), его места в чувственно-эмоциональной сфере и механизмов его опознавания. Анализ текста Достоевского, а также его кинематографической адаптации (монтажных, цветовых, световых и музыкальных решений отдельных эпизодов) показывает, что аффективно-эмоциональные элементы в фильме находятся в сложных, непрямых, взаимодополняющих отношениях с подобными элементами повести. Особое внимание уделено разбору финальных эпизодов как эмоциональной «точке сборки» литературного и кинематографического текстов.
Ключевые слова
аффект, киноадаптация, аффективно-эмоциональная реакция, эмоция