2024 № 1 (63)
Мальцев Л.А., Альмусса Я.
Проблемно-тематические «перекрестки» романа «Парфюмер» П. Зюскинда и польской прозы ХХ века (Е. Анджеевский, В. Гомбрович)
Аннотация
Рассматриваются проблемно-тематические сходства и различия между романами «Парфюмер» Зюскинда, «Фердидурке» Гомбровича и повестью Анджеевского «Врата рая». Идейно-смысловой доминантой трех текстов является мысль об уязвимости массового и индивидуального сознания, его подверженности манипуляциям со стороны других людей. Общее смысловое поле романа «Парфюмер» и повести «Врата рая» включает в себя проблемы харизматического героя, его влияния на общество, трагического противостояния между толпой и независимой личностью. Сходство между романами «Парфюмер» и «Фердидурке» проявляется в использовании художественного приема маски, нивелирующей индивидуальность человека, а также в исследовании механизма деконструкции принятых в обществе стереотипов, норм, традиций, ритуалов, что проявляется в символическом образе аморфичного клубка тел. Главное действующее лицо романа «Парфюмер» Гренуй является антигероем, поскольку, с одной стороны, он преступно ведет себя по отношению к природе, пытаясь насильственным путем завладеть абсолютом естественной красоты, а с другой, провокатором, обнажающим в человеческой натуре ее порочные свойства. В произведении Анджеевского «Врата рая» отсутствует фигура антигероя, тогда как протагонист «Фердидурке» Юзеф Ковальский отчасти соответствует типу антигероя, поскольку, не являясь преступником, он исполняет сюжетную роль провокатора и деконструктора стандартных ситуаций.
Ключевые слова
Зюскинд, Гомбрович, Анджеевский, антигерой, массовое сознание, харизма, маска, «ничто»