2015 № 6 (14)
Токарев А.А.
Роль приема «инсайд-аут» в художественном пространстве метареалистической поэзии
Аннотация
В статье рассматривается один из ключевых художественных приемов, характерных для метареалистической поэзии, – выворачивание («инсайд-аут»). Этот прием был впервые упомянут Константином Кедровым, но не получил должного внимания со стороны исследователей (во многом из-за довольно расплывчатой формулировки термина). В то же время интерпретация и прояснение смысловых «темнот» большого числа метареалистических произведений кажутся невозможными без анализа всего арсенала поэтических средств данного направления. В статье приводится анализ нескольких эпизодов поэмы Алексея Парщикова «Нефть», стихотворений «Осыпается сложного леса пустая прозрачная схема…» Александра Еременко и «На новый год» Ивана Жданова. Именно благодаря приему «инсайд-аута» у лирических героев появляется поэтическое «сверхвидение», – способность смотреть «сквозь» землю, а у поэта – возможность реализовывать сложные метафоры; например, библейскую метафору внешнего как внутреннего. Таким образом, прием «выворачивания» и метареалистическая оптика «обратной перспективы» являются достаточно продуктивными средствами создания уникальных, внешне парадоксальных поэтических картин и могут быть использованы в качестве инструмента анализа метареалистической поэзии.
Ключевые слова
метареализм, инсайд-аут, Парщиков, Жданов, Еременко