2018 № 4 (30)
Назаров И.А.
Мотив поломки механизма в контексте литературной темы безумия
Аннотация
В статье рассматриваются особенности художественного воплощения феномена безумия в отечественной литературе первой трети XX века – в частности, различные вариации мотива поломки механизма в контексте исследуемой темы. В произведениях различных авторов обнаруживается многообразие представлений о разуме (как абстрактном или конкретном механизме) и безумии (как о явлении, способном повредить механизм частично или полностью). В повести Г.П. Белорецкого «В сумасшедшем доме» автор акцентирует внимание как на поломке «механизма» отдельного человека (ситуации, когда жизнь тела продолжается после утраты разума), так и на конфликте между человеком и законами мироздания – «винтиком» и «мировой машиной». В произведениях Л.Н. Андреева («Дневник сатаны») и И.К. Быковского («Сто дней в сумасшедшем доме») ментальное здоровье героев сопоставляется с образом машины – паровоза, ситуации сумасшествия представлены как картины железнодорожной катастрофы. Ф.В. Гладков в повести «Пьяное солнце» на примере пациентов санатория для нервнобольных предлагает сравнение человека с механическим предметом, душевную болезнь – с механизмом, требующим починки. В романе Г.Н. Гайдовского «Картонный император» обезумевшему герою открывается истина о мировой системе: она представляется ему глобальным спектаклем, в котором происходит конфликт между кукловодом и марионетками. Е.И. Замятин в романе «Мы» обращается к смысловой оппозиции «разум / безумие», в рамках которой противопоставляет системе Единого Государства и системе «идеальных нумеров» – безумие как способ ухода от давления тоталитарной системы.
Ключевые слова
феномен безумия, образ безумца, мотив поломки механизма, мотив прозрения в безумии