2018 № 6 (32)
Захарова А.П.
Рецепция образа Джека Лондона русской критикой периода с 1900 по 1916 г.
Аннотация
Формально русская прижизненная критика Джека Лондона начинается с 1904 г. С 1910 по 1912 г. появляются отдельные рецензии, с 1912 г. же начинается расцвет критики этого периода. В русскую культуру Джек Лондон приходит «малоизвестным американским писателем», а к 1916 г. становится тем, чье имя известно каждому мальчишке. С идеологической точки зрения этот критический период является вполне однородным, что и позволяет нам рассматривать его как единое целое. В отличие от более поздней, уже советской критики в этот период рецензенты основное внимание уделяют художественному анализу творчества писателя, отодвигая «социальный» и идеологический элементы анализа на второй план.
Произведения Джека Лондона, воспринимаемые в контексте большинства переводимых на русский язык современных европейских писателей, на их фоне особо выделяются простотой стиля и идейного содержания, а также своей непревзойденной живостью и оптимистичностью, что особенно привлекало русского читателя. Именно простота стиля Лондона, по сути, стала решающим фактором в процессе начавшегося в этот период создания образа Лондона как писателя для молодежи и юношества. Примерно к 1912 г. относится начало формирования основного биографического топоса – представления о Джеке Лондоне как о человеке, лично пережившем все приключения, описанные им в рассказах и некоторых больших романах, например «Мартине Идене». Трудовая биография Лондона и его обширный жизненный опыт легко осмысляются рецензентами благодаре фигуре Максима Горького, к которой критики также довольно часто апеллируют.
Ключевые слова
Прижизненная критика, рецепция образа, литературный контекст