2019 № 1 (33)
Забудская Я.Л.
Аксиологические функции драматического жанра (Аристофан, Аристотель, Плутарх)
Аннотация
В статье рассматривается концепция «аксиологического метода» «Поэтики» Аристотеля, а также подход к трагедии как объекту и способу оценки в произведениях Аристофана («Лягушки») и Плутарха (некоторые трактаты и биографии). Все три автора в своем подходе являются новаторами: «Лягушки» Аристофана – первый дошедший до нас пример литературной критики, определяющей ценность трагедии воспитательным значением; «Поэтика» Аристотеля – первый пример критики систематической, цель которой – определение признаков καλλίστη τραγῳδία – «наилучшей» трагедии; у Плутарха «трагический» часто предполагает отрицательную коннотацию, однако драматические мотивы выполняют в «Сравнительных жизнеописаниях» самые разные функции – от декоративных цитат до сюжетно-композиционной доминаты. Аристофан подходит как практик и судит современную ему драму; Аристотель выступает как теоретик, но анализирует уже зафиксированную форму классической драмы, не ориентируясь на современный ему театр; Плутарх же и на данном материале предстает эклектиком: его отношение сформировано современным зрелищным театром, но и классическая трагедия используется им как прецедентный текст – отсюда двойственность трактовки.
Ключевые слова
трагедия, драма, критика, аксиология, функция, жанр