Статьи
Шешкен А.Г. 100-летие основоположника школы литературоведческой полонистики Московского университета Елены Захаровны Цыбенко (1923–2011)
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-10-16
Сорокина В.В. История изучения западноевропейской русистики на филологическом факультете МГУ в 1980–2020 гг.
Аннотация
В статье раскрывается роль Е.З. Цыбенко в формировании системного подхода к изучению западноевропейской русистики на филологическом факультете МГУ. В частности, отмечается, что благодаря ее творческим усилиям на базе лаборатории «Русская литература в современном мире» на протяжении более чем сорока лет проводилась внушительная работа по сбору информации, аналитическому ее осмыслению и представлению западноевропейской русистики в развитии, вплоть до современного ее состояния, в печатных изданиях.
Ключевые слова
Е.З. Цыбенко, западноевропейская русистика, филологический факультет МГУ, лаборатория «Русская литература в современном мире»
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-17-27
Буняк П. Еще несколько слов о поэтике и семантике заглавия романа «Кукла» Болеслава Пруса [Још неколико речи о поетици и семантици наслова романа «Лутка» Болеслава Пруса]
Аннотация
Исходя из непреходящего внимания нескольких поколений читателей к вопросу заглавия романа Б. Пруса «Кукла», данный набросок задается целью поспособствовать его оправданию. При этом автор не предлагает какое-либо новое толкование, а лишь старается указать наиболее последовательные и емкие из уже существующих.
Ключевые слова
Болеслав Прус, «Кукла», детская игрушка, марионетка, кукольный театр, интертекстуальность, Ян Кохановский
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-28-36
Гусева О.В. Позитивистская модель польского исторического романа для юношества
Аннотация
Статья посвящена истории формирования жанра исторического романа для юношества в польской литературе. Модель этого романа складывается в период расцвета литературы позитивизма, в 1880–1890-е гг., и сохраняет актуальность до 1918 г. Исторический роман для юношества формируется под влиянием исторических романов Ю.И. Крашевского и Г. Сенкевича, на этот жанр оказали влияние романы Вальтера Скотта и Александра Дюма. В позитивистской модели исторического романа для юношества на первое место выходят познавательная функция и патриотическое воспитание. Только лучшим авторам удавалось совместить историческую достоверность с увлекательным сюжетом. Исторические романы В. Пшиборовского, З. Моравской, Я. Лущевской издаются до настоящего времени.
Ключевые слова
исторический роман, польская литература, детская литература, исторические романы для юношества
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-37-44
Мальцев Л.А. Американская тема в творчестве Г. Сенкевича и Г. Мачтета
Аннотация
В статье рассматривается образ «Нового Света» и проблема эмиграции в «американском» творчестве Сенкевича и Мачтета. Утверждается, что основным историко-литературным контекстом обоих авторов является идеология и философия позитивизма. Сходство между мировоззрением Сенкевича и Мачтета определяется тем, что оба писателя совершили поездку в Америку, и осмысление американской тематики сыграло ключевую роль в их творческой эволюции. Сравнивается образ Америки в «Письмах из путешествия в Америку» Сенкевича и «Путевых картинках» Мачтета. Обнаруживаются сходства и различия художественного осмысления образа индейца в рассказе Сенкевича «Сахем» и повести Мачтета «Черная неблагодарность». Основное внимание уделяется соотношению темы эмиграции и проблемы надежды в повестях Сенкевича «За хлебом» и Мачтета «Блудный сын». Утверждается, что различие между анализируемыми произведениями на сюжетном уровне определяется социальной идентичностью героев (образ интеллигента у Мачтета и образы крестьян у Сенкевича). Делается вывод о том, что в повести Сенкевича складываются антиномические отношения между мотивом надежды как неотъемлемой составляющей человеческой жизни и констатацией безнадежности положения крестьян в Америке. Для повести Мачтета также характерны мотивы разочарования – не оправдавших себя надежд героя на самореализацию в Америке и в то же время мотивы возрождения надежды и обретения смысла жизни в работе на родной земле. Идейное сходство обоих текстов определяется программой «экономического патриотизма», проповедуемой писателями позитивистского направления.
Ключевые слова
Сенкевич, Мачтет, Америка, позитивизм, эмиграция, надежда
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-45-55
Хмельницкий Н.Н. Идейно-художественное своеобразие социальных романов Адама Плуга [Ідэйна-мастацкая адметнасць сацыяльных раманаў Адама Плуга]
Аннотация
В статье исследуется идейно-художественная и жанровая специфика романов Адама Плуга («Дух и кровь», «Официалист» и «Бакалавры») с учетом социокультурного контекста, основных тенденций в польской литературе 1860–1870-х гг. Произведения писателя рассматриваются через призму теории социального романа Е.З. Цыбенко («изображение среды, быта отдельных социальных слоев, их взаимоотношений», «характерные типы», «широкое полотно жизни общества», «бытовая картинка» и др.). Выявлены факторы, которые обусловили идейно-художественное своеобразие социальных романов А. Плуга: позитивизм, общественно-исторические события, хронотоп, система образов, синтез романтизма и реализма, интерьер, язык, пейзаж.
Ключевые слова
социальный роман, позитивизм, польская литература, романтизм, реализм, жанр, персонаж, пограничье
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-56-65
Оцхели В. Причинная обусловленность и формы взаимосвязей грузинской литературы с литературами славянского региона (на материале польско-грузинских и грузино-болгарских литературных связей)
Аннотация
В работе дан краткий обзор литературных контактов между Грузией, Польшей и Болгарией от времени их зарождения по сегодняшний день. Литературные связи между народами обусловлены сходством исторических условий, в которых они развивались на протяжении длительного времени: Болгария с конца XIV по конец XIX в. находилась под владычеством Османской империи, Грузия и Польша с конца XVIII в. входили в состав Российской империи. Стремление обрести утраченную независимость и крепнувшее национально-освободительное движение сближало народы Грузии, Польши и Болгарии, что нашло отражение в их культурных взаимоотношениях.
Одной из основных форм литературных связей является перевод, отражающий непосредственное соприкосновение, общение разных национальных литератур. Возникновение перевода теснейшим образом связано с потребностями общества, с тем, что отвечает требованиям литературного процесса. Академик А.Н. Веселовский называл этот процесс «встречным течением». В истории польско-грузинских и болгаро-грузинских литературных взаимоотношений перевод занимал и занимает сегодня первостепенное место.
Ключевые слова
Грузия, Польша, Болгария, литературные связи, обусловленность, перевод
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-66-78
Мочалова В.В. Русская эмиграция в Польше в 1920–1930 -е гг.: взгляд снаружи и изнутри (Илья Эренбург и Дмитрий Философов)
Аннотация
Феномен русской эмиграции в Польше – сложное явление, заслуживающее исследовательского внимания не в последнюю очередь благодаря таким масштабным фигурам, как Дмитрий Философов, оставивший обширное литературно-критическое наследие. В статье освещены его взгляды на судьбы и роль русской эмиграции, контрастирующие с впечатлениями о поездке в Польшу Ильи Эренбурга.
Ключевые слова
Философов, эмиграция, русско-польские культурные связи
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-79-86
Пелихов Д.А., Двойнишникова М.П. Работа с поэтическим текстом при изучении польского языка как инославянского
Аннотация
Статья посвящена проблемам преподавания польского языка как инославянского. Главной задачей, в отличие от преподавания польского языка как иностранного, является выработка умения анализировать грамматические формы в тексте и комментировать фонетические явления в сопоставлении с фактами старославянского и русского языков. Представлены разные аспекты работы с поэтическим текстом при изучении польского языка как иностранного, а также приведен пример задания комплексной работы «Лингвистический анализ поэтического текста», составленной на материале стихотворения современного польского поэта Якуба Экера.
Ключевые слова
польский язык, инославянский язык, поэтический текст, лингвистический анализ
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-87-94
Широкова А.А. Образ первоцвета в стихотворении Адама Мицкевича «Pierwiosnek» и его переводах на восточнославянские языки
Аннотация
В статье представлен анализ стихотворения Адама Мицкевича «Pierwiosnek», входящего в романтический цикл «Баллады и романсы», и его переводов на русский, белорусский и украинский языки. Анализируются номинации первоцвета, функционирующие в заглавии, в устах лирического героя, самоназвания героя-растения в польском оригинале и восточнославянских переводах. Проводится сопоставительный анализ польского оригинала и восточнославянских переводов в обозначении таких атрибутов растения, как его размер, цвет соцветий, составные части растения, время цветения, место произрастания, что позволяет составить представление о сходствах и различиях образов первоцвета в переводах по сравнению с оригинальным текстом. Частично затронут вопрос компенсационных техник, используемых переводчиками. Анализ осуществляется с учетом обширной флоронимической базы польского и восточнославянских языков
Ключевые слова
флороним, фитоним, перевод, художественный образ
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-95-106
Михайлова М.В., Назарова А.В. Психологизм романа Е.Н. Чирикова «Возвращение»
Аннотация
Предметом рассмотрения в статье стало своеобразие психологизма в романе Е.Н. Чирикова «Возвращение». Он входит в автобиографическую тетралогию «Жизнь Тарханова» (1911–1924), которая демонстрирует, что в начале 1910-х гг. писатель изменил сложившейся ранее репутации бытописателя и обличителя социальных язв, обратившись к философскому постижению мира и человека. Однако современники автора оказались не готовы к творческой эволюции художника, что доказывает история критической рецепции этого романного цикла. «Возвращение» оказалось фактически проигнорировано рецензентами, хотя именно в нем наиболее ярко проявилось мастерство Чирикова-психолога. Проведенный анализ демонстрирует, что писатель попытался отойти от традиционных способов описания чувств и переживаний персонажа в пользу изображения его внутреннего мира как живого, динамического становления. Текучесть сознания Геннадия Тарханова и его бытийная природа выразились прежде всего в ослаблении внешнего сюжета и повторе одних и тех же ощущений в сходных ситуациях, вызванных любовными переживаниями героя. Этот факт свидетельствует о накоплении эмоций в душе Тарханова, что в конечном итоге ведет его к взрослению и самосовершествованию. Таким образом, писатель интуитивно двигался в русле тенденции, которая в дальнейшем займет значимое место в литературе первой половины ХХ столетия под названием «неклассического» психологизма и даже антипсихологизма.
Ключевые слова
Чириков, автобиографизм, критическая рецепция, традиционный и «неклассический» психологизм в русской литературе, самосознание, творческая эволюция писателя, жанровая динамика
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-107-119
Ничипоров И.Б. Абсурдистская картина современности в пьесах Дмитрия Данилова
Аннотация
Статья обращена к сегодняшнему литературному материалу – одноактным пьесам Дмитрия Данилова 2017–2020 гг., где через абсурдистские сценические ситуации, речь и столкновения действующих лиц создается объемная художественная картина современности. Рассматриваются пути драматургического воплощения злободневной бытовой и общественной проблематики, обсуждается изображение ментальных особенностей героя-современника.
Ключевые слова
современная литература, драматургические эксперименты, эстетика абсурда, общественно-политическая проблематика
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-120-127
Старикова Н.Н. Проблемы описания и интерпретации славянских литератур ХХ в. (некоторые аспекты разработки монографической серии)
Аннотация
Статья знакомит с монографической серией «Литература ХХ века», которую выпускает Отдел современных литератур Центральной и Юго-Восточной Европы Института славяноведения Российской академии наук. На материале авторских монографий В.А. Хорева «Польская литература ХХ века» (2009) и Г.Я. Ильиной «Хорватская литература ХХ века» (2015), а также коллективного труда «Словенская литература XX века» (отв. ред. Н.Н. Старикова, 2014), представлен жанр «малой» литературной истории, освещающий важнейшие этапы развития художественного слова славянских народов в прошлом столетии. Каждая из книг этой серии создает авторский канон имен и текстов, отражающий опыт конкретной славянской литературы ХХ в., который позволяет русскому и – шире – русскоязычному читателю ориентироваться в ее достижениях.
Ключевые слова
история литературы, ХХ век, Польша, Хорватия, Словения
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-128-136
Мещеряков С.Н. Миф и религия в романе Г. Петровича «Осада церкви Святого Спаса»
Аннотация
В статье выявляется взаимосвязь мифа и религии, фантастики и реальности в романе Г. Петровича «Осада церкви Святого Спаса». Рассматриваются положения о принадлежности произведения к постмодернизму, о параллелях «Осады церкви Святого Спаса» с творчеством известного сербского писателя-постмодерниста М. Павича. Отмечается присутствие элементов постмодернистской поэтики у Петровича, исследуются возможности сочетания постмодернизма и мифа, постмодернизма и христианства.
Ключевые слова
Горан Петрович, миф, религия, постмодернизм, сон, фантастика, реальность
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-137-147
Фундаментальные исследования
Медведева-Нату О.Р. Януш Корчак – человек и его миссия
Аннотация
В статье описывается многогранная личность польско-еврейского писателя и педагога Януша Корчака. Aнализируется его вклад в науку о воспитании и его влияние на изменениe отношения к ребенку в обществе в целом. Объясняется введенная им в педагогический обиход формула «Нет детей – есть люди» и используемые им в воспитательной практике механизмы, а также требования законодательного соблюдения прав ребенка, изложенные в его публицистических текстах, ранее неизвестных российскому читателю. Рассматривается уникальность художественной формы текстов его «неклассической» педагогики, в частности жанр, имеющий двойной читательский адрес – детей и взрослых одновременно, повествовательная техника, отличающаяся бесшовным соединением речи героя-ребенка и стоящего на его стороне повествователя, экспрессивное использование синонимических рядов слов. В заключение характеризуется актуальность в сегодняшнем мире и в современной педагогике идей Корчака, сформулированных более ста лет назад.
Ключевые слова
Януш Корчак, биография, личность, теория и практика педагогики, права ребенка, художественная форма
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-149-164
Адельгейм И.Е. «Бесконечно хрупкие, недолговечные, легкоуязвимые…»: Мотивы бренности мира и сопротивления ей в прозе Ольги Токарчук
Аннотация
Статья посвящена анализу мотивов бренности мира и человеческого сопротивления ей в прозе Ольги Токарчук, основанной на нарративе телесности / материальности. Распаду подвержены все виды и уровни изображаемой действительности. Рассматриваются связанные с распадом и смертью рефлексии и телесные практики (изображение тела умирающего, мертвого, больного, деформированного, старого), а также рефлексии и телесные практики, воплощающие сопротивление бренности жизни (поклонение мощам, воскресение, препарирование, копирование, подделка, клонирование и пр.). Одним из опосредованных способов сопротивления энтропии и распаду оказывается также поиск гармонии и уравновешенности небесного и земного и взаимосвязи их порядков, стремления к упорядоченности как к недостижимой цели. В этом контексте анализируются мотивы предсказания будущего, астрологии, место космогонических, теогонических и пр. теорий. Способом противостоять энтропии и распаду оказывается слово и повествование, позволяющее человеку обрести хрупкое равновесие в бренном мире. В связи с этим рассматриваются также способы сопротивления распаду и танатическому страху на уровне биографиечском и аутопсихотерапевтическом – при помощи повествования-мифодрамы и повествования-десенсибилизации.
Ключевые слова
телесные практики, бренность жизни, Ольга Токарчук, повествование, аутопсихотерапия
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-165-192
Материалы и сообщения
Аксенова Д.А. Нижний мир в лирике О.Э. Мандельштама: комментарии к теме
Аннотация
Статья представляет собой комментарий к теме «нижний мир» в лирике О.Э. Мандельштама. Утверждается близость загробного мира лирическому герою поэта. Проанализированы нелейтмотивные для творчества данного поэта образы, относящиеся к подземному царству мертвых: жаба («Здесь отвратительные жабы…»), Эреб («Я вижу каменное небо…»). Выявлена их связь с древнегреческой мифологией. Сделаны дополнения, касающиеся семантики образа ласточки-дочки и челнока в стихотворении «Что поют часы-кузнечик…»; в частности, предлагается трактовка отдельной строфы, альтернативная интерпретации стихотворения, сделанной К. Тарановским; дается комментарий к интерпретации Ю.И. Левиным некоторых строк стихотворения «Меганом». Добавлены параллели к образу черного солнца (из древнеегипетских и древнегреческих мифов), сделаны обобщения, касающиеся образа черного солнца и образа пчел. Результат исследования показывает, что мотив нисхождения лирического героя в подземный мир является главенствующим и определяющим для мифологического пласта лирики О.Э. Мандельштама.
Ключевые слова
Мандельштам, нижний мир, миф, образ, параллель
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-194-200
Наумкина В.Р. «Человеческий голос» Ж. Кокто: реализация связывания в сценической речи и оперном пении (на материале французского языка)
Аннотация
Непрерывность, плавность и мелодичность французской речи достигаются за счет преобладания особой слоговой структуры CV (consonne + voyelle, т. е. «согласный» + «гласный»), благодаря, в частности, такому уникальному явлению, действующему в пределах синтагмы (значимого и законченного отрезка речи), как связывание (liaison). В конце прошлого столетия и в начале нашего века количество типов связывания во французском языке заметно сокращается, что во многих случаях приводит к возникновению зияния. В данной работе мы не только проследим, какие типы liaison затрагиваются этими языковыми изменениями при художественном чтении в аудиоспектаклях и при вокальном исполнении в оперных постановках на примере монопьесы Жана Кокто «Человеческий голос», но и выявим фонетические особенности и произносительные деформации у чтецов и певцов.
Ключевые слова
связывание, художественная декламация, оперное пение, «Человеческий голос», Жан Кокто, Франсис Пуленк, фонетика французского языка, французский язык
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-201-208
Никитина И.О. Практика вторичных погребений в Греции: эволюция традиции
Аннотация
В статье рассмотрена практика вторичных погребений как часть похоронно-поминальной обрядности в современной Греции. Под вторичным погребением понимается эксгумация останков из могилы спустя определенное время и их перезахоронение в костнице. На основе полевых материалов автора составлено описание этой практики в современной Греции, а также сопоставлено бытование обряда в традиционной и современной формах. Сделан вывод о том, что вторичные погребения как часть современного похоронного обряда представляют собой трансформацию ритуала, пришедшего из традиционной, аграрной культуры. Если в традиционной культуре перемещение костей умершего в костницу считалось завершающим этапом похоронного обряда и воспринималось как почтение предков, то в современных городских условиях эти перезахоронения проводятся вынужденно (из-за нехватки кладбищ) и имеют уже не такую однозначно положительную рецепцию.
Ключевые слова
традиционная культура, погребальный обряд, Греция, вторичные погребения
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-209-215
Антонов А.Ю. Поэтика од В.В. Капниста на смерть Г.Р. Державина
Аннотация
В статье рассматриваются особенности поэтической техники, использованной В.В. Капнистом в цикле од на смерть Г.Р. Державина. Показано, как с помощью приема соотношения обращений во втором и в третьем лице Капнисту удается изобразить борьбу мыслей лирического героя, где как бы в потоке сознания, обращенном к образу почившего Державина, чередуются объективное и субъективное, «лирическое» и «гражданское».
Ключевые слова
В.В. Капнист, Г.Р. Державин, лирика, оды на смерть, поэтика
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-216-221
Хворостова К.А. Символика водной стихии в романах Т. Харди
Аннотация
Статья посвящена анализу функционирования водной символики в уэссекских романах Т. Харди разных лет. Рассмотрение образов, связанных с водой, позволяет сделать вывод, что данная стихия приобретает в романах писателя амбивалентный характер и тяготеет к архетипу, сочетающему в себе полярные начала жизни и смерти. Являясь проекцией эмоционального состояния персонажей, стихия воды становится воплощением незыблемости законов природы – наиболее влиятельной сферы бытия в натуралистском мировидении Харди.
Ключевые слова
Томас Харди, уэссекские романы, символ, архетип, мотив, натурализм
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-222-228
Шарапова А.К. Зооморфные вокативы в лексикографии и НКРЯ
Аннотация
В статье рассмотрена вокативная функция зоотропов на материале лексикографических источников – «Русского семантического словаря» под редакцией Н.Ю. Шведовой, «Большого толкового словаря русского языка» под редакцией С.А. Кузнецова, данных Национального корпуса русского языка. В работе представлены особенности употребления лексических единиц с точки зрения гендерной специфики, а также новые случаи использования зоотропов в XX–XXI вв. Выявлена основная словообразовательная модель изменения зооморфных вокативов.
Ключевые слова
зоотропы, вокативная функция, дериваты, словообразование, продуктивные суффиксы
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-229-235
Кобилов А.А. Особенности суффиксов, образующих исходные прилагательные в «Тарджумаи “Тафсир Табари”» («Перевод комментария Табари»)
Аннотация
В статье анализируются особенности суффиксов, образующих исходное прилагательное, в одном из переводных произведений эпохи династии Саманидов – «Тарджумаи “Тафсир Табари”» («Перевод комментария Табари»). В ходе анализа установлено, что соответствующий словообразовательный элемент, по сравнению с исходными таджикскими словами, добавляется к арабским заимствованным и продуцирует новые лексические единицы. Кроме того показано, что часть производных исходных прилагательных в указанном произведении присоединены к словам, обозначающим по смыслу негативные понятия. Сделан вывод, что все они употребляются с разной частотностью: одни – часто, другие – умеренно, есть редко используемая группа слов.
Ключевые слова
словообразование, исходные таджикские слова, арабские заимствования, история суффиксов, исходные прилагательные, уровень употребления, особенность, существительное, прилагательно
DOI: 10.24249/2309-9917-2023-57-1-236-243