Статьи
Злочевская А.В. Роман В. Набокова «Приглашение на казнь»: духовная индивидуальность в фокусе метафизических и металитературных проблем
Аннотация
В статье проанализирована внутренняя структура романа В. Набокова (В. Сирина) «Приглашения на казнь». В романе воссоздана в аллегорической форме модель бытия индивидуального сознания, помещенного в центр трехчастной картины мира: в фокусе сплетения эмпирической – трансцендентной – металитературной реальностей. В центре трехмерной модели мироздания – бытие индивидуального сознания главного героя, Цинцинната Ц. Набоковский герой оказывается не жертвой, не безвольной игрушкой трех сил мироздания, но сам порывает с миром материальной иллюзии и переходит на уровень металитературного инобытия.
Ключевые слова
В. Набоков, В. Сирин, «Приглашение на казнь», мистическая метапроза ХХ в., жанр, аллегория, русская литература ХХ в., литература русской эмиграции
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-9-28
Волошина О.А. «Яфетические переживания» Н.Я. Марра
Аннотация
В статье рассматривается роль учения Н.Я. Марра о языке в контексте развития отечественной лингвистики XX века. Автор анализирует принципы «нового учения об языке» Н.Я. Марра, предложенный им метод этимологического и семантического анализа, новую концепцию классификации языков. Автор рассматривает разрушительное влияние теории Марра на отечественную лингвистику первой половины XX века.
Ключевые слова
Н.Я. Марр и его «новое учение об языке», язык и мышление, яфетические языки
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-29-41
Коростелева А.А. Идея адекватности – неадекватности как основа коммуникативной композиции фильма
Аннотация
В работе, выполненной методом семантического коммуникативного анализа, ставится вопрос о распознавании коммуникативных примет адекватности либо неадекватности собеседника. Автор использует материал художественного фильма «Парень с нашего кладбища» (2015) и детально рассматривает особенности функционирования русских коммуникативных единиц (как вербальных, так и кинесических) у персонажей с адекватным либо неадекватным ситуации коммуникативным поведением. Затронута также проблема эстетической нагрузки используемого в фильме арсенала коммуникативных средств и образуемая ими коммуникативная композиция.
Ключевые слова
эстетическая функция коммуникативных средств, коммуникативная семантика, звучащий кинодиалог, типы речевой личности, индивидуальные коммуникативные стратегии
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-42-64
Потёмкина Е.В. ‘Секрет’ и ‘тайна’ у Достоевского: лексикографический аспект
Аннотация
В статье анализируются дефиниции слова ‘секрет’ в различных словарях; рассмотрен фрагмент словарной статьи слова ‘секрет’ из «Словаря языка Достоевского», приведено аналогичное лексикографическое описание слова ‘тайна’: функционирование слов ‘секрет’, ‘тайна’ и ‘загадка’ в произведениях Ф.М. Достоевского разных жанров и периодов творчества, делается предположение о том, что эти слова обладают у Достоевского статусом идиоглоссы, т. е. характеризуют определенные особенности авторского идиостиля и мировоззрения. Автор обращается к вопросу о жанровом своеобразии произведений Достоевского, привлекает к анализу результаты лингвистических и литературоведческих исследований, связанных с изучением семантики слов ‘секрет’ и ‘тайна’. В статье рассмотрена дефиниция слова ‘секрет’ в различных словарях, в том числе использован фрагмент словарной статьи из «Словаря языка Достоевского», и приведено аналогичное лексикографическое описание слова ‘тайна’: систематизированы подчинительные, сочинительные и ассоциативные связи слова, обнаружены точки пересечения нескольких текстовых ассоциативных полей. Кроме того, проведен сравнительный лексикографический анализ контекстов употребления слов ‘секрет’ и ‘тайна’ с целью экспликации компонентов их значения в текстах Достоевского. В результате формулируется дефиниция слова ‘тайна’ и выявляются дополнительные оттенки значения слова ‘секрет’ в контексте описания идиостиля Достоевского. Таким образом, в статье реконструируется значимый фрагмент авторского тезауруса.
Ключевые слова
Словарь языка Достоевского, тезаурус, идиоглосса, секрет, тайна, контекстный анализ, текстовое ассоциативное поле
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-65-80
Вавулина А.В., Николенко Е.Ю. Методические особенности использования технологии веб-квест при обучении РКИ на разных уровнях
Аннотация
В статье рассматривается методический аспект применения технологии веб-квест при обучении русскому языку иностранных учащихся. Авторы анализируют особенности использования данной технологии и дают рекомендации по ее применению в практике преподавания РКИ на разных уровнях: от Базового до III сертификационного (от А2 до С1).
Ключевые слова
технология веб-квест, просмотровое чтение, изучающее чтение, метод проектов
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-81-91
Ѓорѓиева Димова М. Палимпсестна трансверзала: текстуалните трансценденции во циклусот песни за Марко Крале на Блаже Конески
Аннотация
Текстот елаборира една артикулација на односот традиција – индивидуален талент, фокусирајќи ја палимпсестната врска помеѓу (фолклорната) традиција и авторскиот текст во рамки на македонската литература, конкретно во поезијата на Блаже Конески. Во македонската уметничка литература, во континуитет, се одржува врската со фолклорната традиција, иако таа релација варира во зависност од функциите што ги има во поширокиот поетички и културен контекст. Оваа палимпсестна релација има пошироки импликации и врз македонската литература, но и врз литературата воопшто, упатувајќи на: конверзијата автор – читател (авторот и како читател на традицијата); прагматските аспекти (улогата на поширокиот аудиториум во актуализацијата на интертекстуално-палимпсестното присуство на традицијата во авторскиот текст); мнемонички аспекти на палимпсестната трансверзала (обезбедувањето континуитет во македонската уметничка литература); метатекстуално – автореференцијалните импликации во однос на книжевноста, воопшто.
Ключевые слова
транстекстуалност, интертекстуалност, метатекстуалност, македонска книжевност
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-92-102
Здравкова-Џепароска С. Работата на руските кореографи во Македонија. Зачувување на балетското наследство
Аннотация
Генезата на балетската уметност на во Македонија ја поврзуваме со првите форми на сценаски изведби, во дионисиските празнувања и првите театарски претстави за што потврда ни се откриените археолошки артефакти и локалитети. Но вистински проектиран развој балетот во Македонија бележи кон средината на ХХ век, поточно од 1949 до денес. Тогаш се поставени темелите на оваа уметност преку формирање на трупа, едукативни институции, репертоар. Голем удел за професионалниот раст на трупата имале руските уметници кои во различни периоди работеле во Македонија. Од нив би издвоиле тројца кореографи Нина Кирсанова, Јуриј Мјачин и Михаил Крапивин. Нивната работа е поврзана со неколку сегменти – кореографија, балетска репетиција, едукација. Овој текст се бави со анализа на едена специфична група која припаѓа на класичното балетско наследство. Тоа се дела кои ја задржале својата кореографија во речиси непроменета форма и припаѓаат на постановките од XIX век, но едновремено претставуваат синоним на балетската уметност – Лебедово езеро, Заспаната убавица, Рајмонда, Жизел и др. Тие се мерило за зрелоста и квалитетот на една трупа. Македонскиот балет посветува особено внимание и ги вградува во својот репертоар од самите почетоци. Најзалужни за нивниот пренос и адекватна подготовка се имено тројцата кореографи кои беа споменати. Тие на македонска сцена ги пренеле Заспаната убавица, Дон Кихот, Рајмонда, Оревокршачка, Копелија, Есмералда. Нивната работа ја карактеризиал високопрофесионален однос, посветеност и многу љубов. Резултат тоа се претстави кои го одбележале Македонскиот балет и останале десетици години на репертоарот.
Ключевые слова
танц, балет, класично наследство, кореографија, Македонија
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-103-116
Материалы и сообщения
Алпатов С.В. Адинатон: объем понятия в литературоведении и фольклористике
Аннотация
В статье обсуждаются методологические различия в определении термина адинатон в литературоведении и фольклористике.
Ключевые слова
адинатон, теория литературы, фольклор
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-118-124
Солопов А.И. «Науки юношей питают» – или «направляют»? О Цицероне как образце Ломоносова
Аннотация
В статье обращается внимание на то, что в предпоследней строфе «Оды на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года» М.В. Ломоносов близко следует тексту речи Цицерона «В защиту поэта Архия», однако использует при этом не рукописное чтение agunt, а конъектуру alunt; рассматриваются причины такого выбора; приводятся аргументы в пользу рукописного чтения.
Ключевые слова
классическая филология, римская литература, русская литература XVIII века, речь Цицерона «В защиту Архия», Ломоносов
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-125-128
Добровольская В.В. Анализируем учебное пособие по РКИ
Аннотация
В статье предлагается схема анализа современного пособия по РКИ, призванная способствовать правильному выбору пособия для конкретного контингента учащихся-иностранцев. Последовательно рассматриваются этапы анализа пособия и задачи каждого из них.
Ключевые слова
пособия по РКИ, темотека, текстотека, языковой материал, задания
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-129-133
Егорова Ю.В. Тире vs. двоеточие – чувство против разума?
Аннотация
В статье рассматриваются особенности современной пунктуации в публичном дискурсе, агрессивная экспансия тире и замена им двоеточия. Оппозиция «правильная / неправильная» пунктуация, определяющая языковую ситуацию во второй половине XX века, уступила место противопоставлению «школьная / реальная» в начале XXI. Автор отмечает, что замена двоеточия на тире в большинстве бессоюзных предложений может быть вызвана ослаблением причинных связей частей высказывания в сознании говорящих. Высказывается предположение о смене стратегии убеждения: от логики аргументации к передаваемой эмоции.
Ключевые слова
вариативная пунктуация, тире, двоеточие, оппозиция, эмоциональная пауза, рефлексирующая пауза
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-134-140
Манкиева Э.Х. Особенности «гендерной» философии Л.Н. Толстого (На материале повести «Хаджи-Мурат)»
Аннотация
В статье рассматриваются особенности антропологических и нравственных исканий Л.Н. Толстого, в центре которых семья как высшая форма гендерной культуры и фундаментальная основа счастья. Особое внимание уделено гендерно маркированным образам.
Ключевые слова
гендер, Кавказ, повесть, Хаджи-Мурат, война, семья, гендерная культура
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-141-147
Алюнина Ю.М. «Глухой переводчик»: сценарий игры для обучения устному последовательному переводу
Аннотация
В настоящей статье предлагается сценарий игры «Глухой переводчик» для обучения устному переводу, созданной по принципу детской игры «Глухой телефон». Описанная в статье игра была разработана автором статьи, является оригинальной и не имеет аналогов. В статье представлены основные этапы проведения учебного занятия: планирование (подготовительный этап), реализация (ход игры), контроль (анализ результатов). Основные преимущества игры: возможность вовлечь всех студентов в активный процесс обучения, адаптивность игры к условиям занятия (языковая пара, языковая компетенция, время, тема перевода и проч.), отсутствие необходимости во вспомогательных средствах для организации игры, возможность для преподавателя и студентов проанализировать результат перевода и выполнить работу над ошибками.
Ключевые слова
обучение устному переводу, игровой метод
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-148-154
Кадыоглу Э. ‘Письмо’ и ‘цветок’ как символы памяти в поэзии Н.А. Некрасова и А.А. Ахматовой
Аннотация
В статье рассматриваются слова письмо и цветок, которые реализуют мотив памяти в поэзии Н.А. Некрасова и А.А. Ахматовой. Образы письма и цветка имеют давнюю традицию в русской поэзии. В поэтическом языке реализуется общий эстетический принцип памяти, связанный с сохранением опыта, накопленного мировой культурой. В индивидуально-образной системе обоих авторов происходит сближение образов брошенного цветка и уничтоженного письма как символов забвения. Слово цветок приобретает в поэзии Ахматовой противоречивый смысл, оказываясь, как и у Некрасова, в одном семантическом поле со смертью и, в то же время, с другими вехами жизни. Характерные знаки памяти, такие как цветок и письмо, обнаруживают внутреннюю связь поэзии Некрасова и Ахматовой и позволяют понять глубинный смысл их поэтического языка.
Ключевые слова
акмеизм, реализм, романтизм, символика, мотив, метафора, поэтический язык, семантическое поле
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-155-161
Чиан Чиех Хан . Тело как свидетельство в повести Л. Андреева «Красный смех»
Аннотация
Настоящая статья посвящена роли тела в повести Л. Андреева «Красный смех». Названное произведение рассматривается как своего рода текст свидетельства о травматическом опыте, в котором отражаются как безумие войны, так и кризис гуманизма. Человеческое тело в этой повести служит, прежде всего, важнейшим ориентиром для познания фантасмагорической реальности войны, имеющим непосредственное отношение к осмыслению сущности апокалиптического события вообще. Кроме того, тело представляет собой некое свидетельство, в котором запечатлено насилие истории. В этом плане крайне существенны воспроизведение гротескных телесных образов и воплощение памяти тела человека. Охарактеризованы в работе также «телесно» воспроизведенная фигура Красного смеха и значение такого явления, как избыток физиологичности, с каким раскрывается литературное свидетельство.
Ключевые слова
тело, свидетельство, история, «Красный смех», Л. Андреев
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-162-169
Чун Чжиин . Вещь в феноменологической рецепции В.В. Маяковского («Флейта-позвоночник»)
Аннотация
Статья посвящена содержательному и художественному смыслу вещной детали в поэме В.В. Маяковского «Флейта-позвоночник». Мир вещей не только выражает эмпирическую сторону бытия, но и мотивирует психику героя. Вещь передает экзистенциалистскую суть поэмы. Через вещную лексику озвучивались положения собственно эстетики футуризма. Слово для футуриста имеет коммуникативный и номинативный смысл лишь тогда, когда представляет часть качества предмета. Вещная деталь в художественном опыте Маяковского оказывается не менее оптимальным средством выражения экзистенциальных состояний, чем прямые описания переживаний в классической поэзии. Через вещь проясняется отношение между Творцом и тварью. Внимание уделяется лирической рефлексии в контексте идей М. Хайдеггера.
Ключевые слова
вещь, авангард, экзистенциальное, сюрреализм, Хайдеггер, Якобсон
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-170-174
Швец А.В. Мысль как опыт в поэзии Уоллеса Стивенса: алгоритм и языковая игра (прочтение стихотворения «The Plain Sense of Things»)
Аннотация
В статье рассматривается поэтика зрелой лирики американского поэта-модерниста У. Стивенса на примере стихотворения «The Plain Sense of Things» (1952). Автор рассматривает поэзию Стивенса как альтернативный модус бытования мысли и показывает, как поэтическое высказывание трансформирует процесс размышления, в котором принимает участие читатель, и встречно этим процессом трансформируется. Размышление, как показывает анализ, создается в напряжении между макроструктурой уже известного речевого жанра и микроструктурами смыслообразования – локальными зонами смысловой неопределенности, требующими инвестиции читательского воображения. Данный тезис иллюстрируется примерами как из оригинального текста, так и из переводов Стивенса. Таким образом, делается вывод, что в позднем творчестве Стивенса становится возможным переживание мысли как опыта посредством медиума поэзии.
Ключевые слова
американский модернизм, поэтика авангарда, Уоллес Стивенс, поэзия и философия
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-175-182
Критика. Библиография
Азаров Ю.А. Эпистолярное наследие Федина
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-262-266
Михайлова М.В., Назарова А.В. Игры разума, или Поглощение реальности сознанием (Александр Потемкин. Соло Моно. Путешествие сознания пораженца. М.: ПоРог, 2017)
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-267-274
Трахтенберг Л.А. Пауткин А.А. Горизонты прочтения: Историко-филологические заметки и размышления. М.; СПб.: Нестор-История, 2017. 328 с.
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-275-261
Певак Е.А. История русской литературы (1890-е – начало 1920-х гг.): Учебник: В 3 ч. / Отв. ред. М.В. Михайлова, Н.М. Солнцева. М.: Юрайт, 2017. (Ч. 1: Реализм. 349 с.; Ч. 2: Символизм. 227 с.; Ч. 3. Акмеизм, футуризм и другие. 224 с.)
DOI: 10.24249/2309-9917-2017-25-5-282-284